2.1 Определение потребностей в обучении.
Потребности в обучении формируются на основе потребностей развития персонала организации, а также необходимости выполнения сотрудниками организации своих текущих обязанностей. Потребности, связанные с выполнением производственных обязанностей, определяются на основе заявок и опросов самих сотрудников, их руководителей, а также анализа результатов работы организации, ее сотрудников. Источником информации о потребностях являются стратегические планы развития организации и индивидуальные планы развития сотрудников, составленные после оценки их деятельности.
К сожалению, на сегодняшний день ситуация, когда в организации не уделяется достаточного внимания выявлению потребности в обучении различных категорий работников, является довольно типичной. Это происходит не потому, что это считается ненужным, а прост из-за того, что давно привыкли оценивать потребность в обучении на глазок. Кроме того, специалисты, занимающие организацией обучении персонала, часто не владеют методами и процедурами для эффективного выполнения такой работы. Работники организации в этих условиях вынуждены сами восполнять недостаток знаний и навыков, нужных для работы.
|
|
Многие организации не увязывают назначение на новую должность или повышение в должности с необходимостью прохождения работником обучения, призванного подготовить его к работе на новом месте, к решению более сложных и ответственных задач. Если для западных компаний совершенно естественной является практика, когда руководитель, получающий повышение в должности, прежде чем приступить к работе на новом месте, проходит курс обучения, готовящий его к выполнению новых, более сложных и ответственных задач, то для многих российских организаций вопрос о том какие новые знания необходимы руководителям, получающим повышение, часто для нас не ставится.
Систематический анализ потребности в обучении различных категорий персонала необходим для определения того, какие формы и методы обучения будут в наибольшей степени отвечать интересам компании. Этот анализ должен вытекать из стратегических задач компании и задач, стоящих перед отдельными подразделениями. Если же такая работа не проводится, то выбор программ для обучения различных категорий персонала производится достаточно не организованно и хаотично.
Невнимание к работе по выявлению потребности в обучении работников создает серьезные проблемы дли организации: она бывает вынуждена оплачивать обучение, в котором может не быть необходимости, отвлекать сотрудников от основной работы, а в результате, вместо повышения отдачи от работников после завершения учебной программы, рискует получить снижение интереса к обучению и повышению квалификации, нежелание думать о своем профессиональном росте.
|
|
Потребность в обучении различных категорий персонала организации определяется как требованиями работы и/или интересами организации, так и индивидуальными характеристиками работников. На потребность в обучении, в приобретении новых знаний и развитии тех или иных профессиональных навыков оказывают влияние возраст, рабочий опыт, уровень способностей, особенности трудовой мотивации и другие факторы.
Потребность организации в обучении возрастает при следующих условиях:
1. Обучение в той или иной форме представляет самый эффективный и самый адекватный путь к решению существующих или прогнозируемых проблем в деятельности той или иной категории персонала.
2. Обучение представляется наиболее экономичным способом достижения целей, стоящих перед организацией.
3. Обучение является наиболее действенным способом повышения ценности человеческих ресурсов организации и повышения отдачи от работников.
Потребность в обучении может возникать в ответ на актуальные, сегодняшние проблемы и/или может быть связана с планами, с будущими проблемами организации.
К примеру, управляющий директор компании «Toyota Россия» Питер Энгель в интервью, которое он дал 9 декабря 2008 года, сообщая о шагах, которые предпринимаются в условиях кризиса, указал, что особенно важным направлением компания считает обучение персонала. Это делается для того, чтобы оптимизировать бизнес-процессы, до чего в «спокойные» времена не доходили руки, и наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы[8.C.24].
В свое время Арье Де Гейз, работавший в тот момент координатором группы планирования в корпорации Royal Dutch/Shell опубликовал в журнале «Harvard Business Review» статью, которая называлась «Planning as Learning» («Планирование как обучение»). Хотя автор был мало кому известен, эта статья наделала много шума. Арье Де Гейз утверждал: «Мы понимаем, что единственное конкурентное преимущество компании будущего — это способность ее менеджеров учиться быстрее, чем их конкуренты» [9.С.27].
Эту же идею поддерживает и Джек Уэлч, возглавлявший на протяжении 20 лет компанию «Дженерал электрик», которая и сегодня продолжает удивлять темпами своего развития: «Наша политика подчинена базовому соображению: конечными источниками конкурентного превосходства являются желание и способность организации постоянно учиться и быстро преобразовывать новые знания в действия» [8.C.29].
Важнейшим условием успеха в деле обучения и развития персонала является поддержка и активная позиция высшего руководства. Так, Энди Гроув — председатель совета директоров компании Intel — считает, что обучение сотрудников — это прямая обязанность руководителей, а не только отдела персонала.
Когда компания General Electric переживала трудный период в своем развитии, ее руководитель Джек Уэлч в сотрудничестве с крупнейшими школами бизнеса организовал на предприятиях серию семинаров продолжительностью в два с половиной дня, посвященных проблеме лидерства, представлению о будущем и переменам.
Особое внимание в компании уделялось обучению руководителей. Джек Уэлч присутствовал на каждой программе повышения квалификации высших руководителей, которая проводилась в учебном центре General Electric в Кротонвилле, делясь со слушателями своим видением будущего компании, рассказывая о предстоящих переменах в организационной культуре. «Мы превратили Кротонвилль в то место, где представители высшего руководства и лучшие представители среднего звена обменивались идеями, обсуждали наш подход к ведению дел и должны были намного лучше узнать и понять друг друга» [8.C.30].
|
|
2.2 Формирование бюджета обучения.
На величину бюджета обучения влияют два фактора — финансовое состояние организации и ее потребности в обучении персонала. Сколько денег может быть потрачено на обучение, определяет высшее руководство организации и, сопоставляя размер бюджета с потребностями, устанавливает приоритет в профессиональном обучении[10.C.56]. Профессиональное обучение связано с большими издержками, все компоненты которых необходимо учитывать (оплата преподавателям, расходы на аренду учебных помещений, материалы и оборудование, издержки, связанные с отсутствием сотрудников на рабочих местах, командировки, питание и т. д.).
Все чаще затраты на профессиональное обучение рассматриваются как капиталовложения в развитие персонала. Эти инвестиции должны принести повышение эффективности деятельности организации. Коммерческие организации ожидают от повышения образования своих сотрудников дополнительной прибыли, некоммерческие организации — повышения качества работы.
В ряде стран при продажах предприятий все чаще предпринимаются попытки подсчитать и включить в цену стоимость человеческого капитала. Исследователи утверждают, что сейчас более высок экономический эффект от вложений в развитие персонала, чем от вложений в средства производства. Подсчеты показывают, что 1 доллар, вложенный в развитие персонала, приносит от 3 до 8 долларов дохода.
2.3 Определение целей профессионального обучения и критериев оценки его эффективности.
Цели профессионального обучения определяются на основании анализа выявленных потребностей. Они должны быть конкретными, измеримыми, реальными, ориентированными на получение знаний и практических навыков. Нельзя учить одинаково всех сотрудников организации. В идеале, для каждой вертикали и горизонтали в организации, для каждого сотрудника должна быть своя программа обучения, в которой будут обозначены знания, умения и навыки, которые следует развивать.
|
|
Задача руководителей в состоит в том, чтобы использовать оценку подчиненных в качестве важнейшего инструмента их профессионального развития и повышения эффективности работы. Оценка подчиненных призвана показать руководителю, что следует сделать для того, чтобы завтра работник смог достичь существенного прогресса, а для работника оценка выступает как обратная связь, подсказывая, что следует улучшить в своей работе.
Естественно, такая оценка не сводится к аттестации, которая проводится раз в три года. Оценка персонала в осуществляется гораздо чаще. В одних компаниях — раз в квартал или раз в полгода, в других — ежегодно с использованием особой оценочной формы. Кроме того, каждый руководитель в широко использует разные методы оценки персонала в процессе индивидуальной работы с подчиненными и с коллективом в целом; контроль работы подчиненных в разных его видах, практика подведения итогов, самооценка сотрудниками собственной работы, введение соревновательных процедур с определенной системой оценочных критериев.
Руководители должны хорошо представлять, кто из их подчиненных будет готов занять место сотрудника в том случае, если тот будет переведен на более ответственную или сложную работу, на более высокую должность.
Для пересмотра системы показателей и расширения арсенала методов, используемых в процессе оценки персонала, нужна совместная деятельность руководителей всех уровней. При этом руководители высшего звена должны осознать, что все планы повышения эффективности в работе компании обречены на провал, если своевременно не будут внесены необходимые изменения в практику оценки ключевых категорий сотрудников [11,С.44].
Предприятия по-разному подходят к вопросу определения эффективности обучения, но практически все используют для этого четырехуровневую модель Кир Патрика, описанную в книге «Четыре ступеньки к успешному тренингу»:
· Уровень 1 – реакция;
· Уровень 2 – научение;
· Уровень 3 – поведение;
· Уровень 4 – результаты[11,С.46].
Проведенный специалистами отдела развития персонала ОАО «УАЗ» мониторинг методов оценки процесса обучения, применяемых на разных предприятиях, показал: чем больше уровней данной модели используется, тем сложнее становится процедура.
Чтобы оценка проводилась не «ради оценки», важно понимать, что делать с ее результатами, и стоит ли данная процедура потраченных на нее средств. Так, для УАЗ задачи оценки следующие:
1.Получение измеряемых показателей процесса обучения.
2.Принятие решения о продолжении или прекращении обучения по конкретному курсу (программе) или сотрудничества с тем или иным преподавателем.
3.Улучшение процесса обучения и определенной учебной программы.
Первая задача обусловлена требованиями системы менеджмента качества, согласно которой любой процесс на предприятии должен иметь измеряемые показатели, в том числе качественные. Вторая и третья связаны с необходимостью иметь исходные данные для принятия взвешенных и обоснованных управленческих решений в отношении обучения [12,С.60].
На УАЗ реализована система оценки процесса обучения на основе реакции его участников, состоящая из трех уровней:
1.Анкетирование слушателей.
2.Расчет критериев оценки процесса обучения.
3.Расчет параметров оценки процесса обучения [12,С.61].
С целью определения степени удовлетворенности заказчиков обучения (начальников подразделений) процессом его организации, а также для выявления изменений, происходящих в поведении сотрудников после обучения, в компании проводится ежегодное анкетирование руководителей. Его результаты учитываются при планировании и организации обучения на следующий календарный год [12,С.65].
2.4 Разработка и реализация программ профессионального обучения.
Содержание программы определяется стоящими перед ней целями, отражающими потребности в профессиональном обучении в конкретной организации[13,С.73].
Обучая сотрудников организации, необходимо учитывать принципы обучения взрослых[13,С.74]. Сюда обычно относят:
· постановку цели обучения;
· ясную, понятую и принятую сотрудником мотивацию на обучение;
· осмысленность обучения, самостоятельность оценок, независимость суждений, критическое отношение к изучаемому материалу, мнениям других, иногда даже к мнению преподавателя;
· связь изучаемого материала с практикой работы и
имеющимися знаниями (причем предпочтительнее
знания, необходимые в краткосрочной перспективе);
· нацеленность на получение знаний преимущественно о конкретных способах действий, а не об общих принципах, из которых можно получать конкретные действия;
· максимальную интеллектуальную вовлеченность
людей в учебный процесс;
· неформальную атмосферу занятий;
· практическое закрепление знаний в процессе
обучения;
· разнообразие применяемых методов обучения[13,С.77].