В системе органов государства, выступающих в качестве структурных элементов государственного аппарата, органы законодательной и исполнительной власти играют ключевую роль.
Основным назначением органов законодательной власти (представительных органов) является законодательная деятельность. В демократических государствах они занимают центральное место в структуре государственного аппарата.
Представительные органы государственной власти подразделяются на высшие и местные. К высшим представительным органам государственной власти относятся парламенты. Одна из их важнейших функций — принятие законов.
Выделяя особую роль парламентов в политической жизни общества и государства, конституции некоторых государств специально указывают не только на то, что «парламент является высшим органом государственной власти», но и на то, что он является «единственным законодательным органом государства» (ст. 31 Конституции Японии 1947 г.).
Сосредоточивая в себе законодательные функции, парламент нередко передает, делегирует часть из них другим, подконтрольным ему органам. Возникающая в результате такой передачи система актов носит название делегированного законодательства. 294
|
|
Разумеется, идеальным, строго конституционным считалось бы такое положение, при котором законодательная власть оставалась бы исключительно привилегией законодателей, непосредственно подотчетных избирателям. Это было бы справедливым в отношении любого современного государства. Однако в жизни все обстоит далеко не так. Государственная Дума и Совет Федерации России, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное собрание и Сенат Франции, равно как и высшие представительные органы других государств, зачастую вынуждены в силу самых разных причин, включая периодическую перегруженность данных органов правотворческой работой, поручать подготовку и принятие тех или иных законопроектов правительству, министерствам и ведомствам.
Наряду с высшими представительными органами в каждой стране существуют и местные органы. Основной целью их создания и функционирования является осуществление государственной власти на местах.
Система органов исполнительной власти осуществляет в различных государствах исполнительную и распорядительную деятельность. Исполнительная деятельность этих органов выражается в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов законодательной власти и вышестоящих органов исполнительной власти, а распорядительная — в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений) выполнение подчиненными им органами и организациями данных требований. Свою деятельность органы исполнительной власти должны осуществлять на основе законов и во исполнение законов.
|
|
В пределах своей компетенции органы исполнительной власти обладают необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные задачи правового регулирования и руководство различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль исполнительных органов в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и иных нормативно-правовых актах.
В зависимости от сложности задач и территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти подразделяются на центральные и местные.
К центральным относятся те, деятельность которых распространяется на всю территорию страны или на территорию государств — субъектов федерации: правительства, именуемые в большинстве стран кабинетами или советами министров, министерства, государственные комитеты, специальные, находящиеся при советах министров ведомства. К числу местных органов относятся органы, деятельность которых ограничивается рамками одной или нескольких административно-территориальных единиц (края, провинции, области, района, города и т. п.): исполнительные комитеты, муниципалитеты, их отраслевые отделы и управления, администрации фабрик, заводов, других предприятий и учреждений.
В зависимости от характера, объема и содержания полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей и органы отраслевой и специальной (функциональной) компетенции.
Органы общей компетенции (например, советы министров) объединяют и направляют работу по руководству всеми отраслями или большинством отраслей государственного управления. Органы отраслевой и специальной (функциональной) компетенции (министерства, государственные комитеты, специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельными отраслями государственного управления.
Ведущая роль в системе органов исполнительной власти принадлежит правительствам. Они являются высшими исполнительными и распорядительными органами государственной власти и возглавляют систему исполнительных органов. В соответствии с конституционными и иными актами на правительство возлагается решение задач руководства экономикой и социально-культурным строительством страны, разработки и осуществления государственных бюджетов, защиты интересов государства, охраны собственности и общественного порядка, обеспечения и защиты прав и свобод граждан, обеспечения государственной безопасности, осуществления общего руководства строительством вооруженных сил и др.