К товарному производству

Во-первых, объективная цель человеческого развития (удовлетворение материальных и духовных потребностей членов общества), без осуществления которой общество обречено на неизбежную деградацию, фактически, превратилась в принципиально иную "цель" – "получение денег". Но общество просто не способно развиваться, если и общественная экономическая система, и конкретная цель каждого отдельного члена общества, противоречат объективной цели человеческого развития. О чём, кстати, предупреждал и Аристотель, предвидевший последствия "культа денег", который во времена Аристотеля ещё только складывался в обществе.

Во-вторых, деньги, в течение длительного времени игравшие вторичную роль (крестьянское хозяйство могло годами существовать без использования денег), превратились, не будучи, фактически, "благом", в "предмет первой необходимости" для всего человечества, которое теперь все товары, включая предметы роскоши и предметы первой необходимости, стало приобретать только через рыночную систему.

В-третьих, процесс распределения благ, который в течение многих тысячелетий, был внутренним делом племени (позже – семьи), с переходом к товарному производству превратился в задачу всего экономически замкнутого сообщества, масштабы которого неуклонно возрастают. В современном обществе по многим изделиям и услугам (автомобили, энергоносители, кредитные услуги) сферой рыночного обращения уже стало всё человечество.

В-четвёртых, рыночные отношения, изначально существовавшие, как равноправная сделка двух физических лиц – производителей, выступавших периодически и в качестве производителей-продавцов, и в качестве покупателей- потребителей, превратились в рыночную сделку, в которой с одной стороны участвует юридическое лицо (его участники), профессионально занимающиеся только куплей - продажей, а с другой – физическое лицо – покупатель, профессионально занимающийся совсем другим видом деятельности, а, в данном случае, объективно вынужденный пользоваться услугами продавцов.

В-пятых, уровень ценообразования, изначально осуществлявшегося в процессе сделки двух физических лиц (схемы 1 и 2), постоянно возрастал. А поскольку по многим изделиям и услугам (автомобили, энергоносители, кредитные услуги) сферой рыночного обращения уже стало всё человечество, то, соответственно, и уровень ценообразования принял те же масштабы.

В-шестых, равноправие, существовавшее между участниками сделки (1) и (2), в последующих сделках оказалось во многом или полностью утраченным:

− покупателю – физическому лицу требуется только конкретный товар. Но на рынке владельцев товаров на несколько порядков меньше, чем владельцев денег, и купить нужную вещь значительно труднее, чем продать нужную вещь. Причём, чем вещь нужнее, тем труднее её приобрести, и тем легче её сбыть;

− отсутствие товара первой необходимости вынуждает покупателя приобретать его на любых условиях. Продавец, при неблагоприятной конъюнктуре, может просто "обождать" или понести убыток. Что для него, в отличие от покупателя, само по себе "не смертельно";

− продавцам – юридическим лицам, число которых по отдельным видам товаров, как правило, не велико, не сложно договориться о единой ценовой политике. Покупатели, а их миллионы даже в маленьких государствах, такой возможности не имеют;

− конкуренция, как фактор, уравнивающий продавца с потребителем, фактически не работает. Установленные цены даже реальный продавец, не говоря уж о покупателе, изменить не может, даже если бы и захотел. Выбор "покупать – не покупать" – это не альтернатива варианту "покупать, но по более низкой цене". Но даже такого "выбора" покупатель очень часто не имеет (стоимость энергоносителей, коммунальных, транспортных услуг и др.).

В-седьмых, резко возросло значение и масштабы особого вида рыночных отношений, связанного с оказанием одним юридическим лицом другому услуг в форме поставок материалов, энергоносителей и оказания других услуг, в том числе и финансовых.

В-восьмых, рыночные отношения, показанные на схемах (1), (2), (3) представляют собой одномоментную сделку. Рыночные отношения, показанные на схеме 4, осуществляются во времени (как правило, месяц). Но ни у кого нет права нарушать соотношения, существовавшие на момент распределения денег в процессах, указанных ниже:

 
 


Все указанные изменения носят объективный характер, и "бороться" с ними бессмысленно. Но учитывать их и устанавливать соответствующие правила осуществления рыночных отношений там, где это возможно, общество через своего приказчика – государство обязано. Эта обязанность лежала на всех государствах, существовавших в течение последних трёхсот лет, лежит и на всех современных государствах. Частично, причём ради других целей и под другими лозунгами, учёт происшедших изменений в рыночных отношениях имел место в социалистических государствах (централизованное ценообразование). Однако в мировом сообществе этот опыт получил негативную оценку, как отступление от рыночных условий.

Ниже вопрос об экономической сущности объективной реакции общества на происшедшие изменения в рыночных условиях будет рассмотрен. Но для этого придется рассмотреть, что же произошло в реальной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: