После предварительного просмотра нужно сформулировать цель запоминания как можно яснее и точнее. Для этого ответьте (желательно письменно) на вопросы:
? Стоит ли запоминать этот материал?
? Что конкретно нужно запомнить?
? Запоминать целиком или отдельные части?
? Какова сложность материала?
? Каков объем запоминаемого материала?
? Сколько времени потребуется на запоминание?
? Когда лучше запоминать: сейчас или отложить на время?
Письменные ответы должны быть краткими, но содержательными. Важно, чтобы запись ответов не занимала много времени.
Методы запоминания текстовой информации:
1. Логические методы: "Алгоритм абзаца", "Карта текста" и "Алгоритм текста";
А) Алгоритм абзаца отличается:
· количеством и качеством этапов обработки информации (1 этап - разделение существенной и несущественной информации; 2 этап - отделение главной мысли от второстепенных мыслей в существенной информации; 3 этап - "сжатие" главной мысли до слова-образа с целью формирования "ключа" для дальнейшего воспроизведения информации всего текста);
|
|
· наличием вопросов, направляющих и активизирующих мышление (что помогает четко выявить существенную информацию и сформулировать главную мысль).
· формой подачи (в виде схемы).
Б) «Карта памяти» или Mind Map - это нелинейное изображение на листе бумаги ключевых слов и их связи между собой: это многомерное, ассоциативное и образное изображение какого-либо материала. Таким образом, карта памяти - это как бы отображение нашего мышления, нашей внутренней речи, “кирпичиками” которой являются ключевые слова. К такому выводу пришли и ученые, исследовавшие процесс мышления.
2. Образные методы: "Картинка", "Путешествие" и "Пластилин";
Метод "Картинка" - это образный метод запоминания текстовой (речевой) информации, который применим к описательным текстам разного объема, запоминаемым с целью дословного или близкого к тексту воспроизведения. Этот метод будет полезен для младших, средних и старших школьников, а так же для студентов и взрослых. Метод "Картинка" развивает воображение, ускоряет процесс запоминания, способствует точности воспроизведения и формирует уверенность в себе и своих способностях (наличие "ключа" к информации).
Полезные замечания
Не стремитесь сформировать сразу крупные блоки информации, лучше соблюдать постепенность.