Глава 7. Мануфактурный период в России

ления Российского государства. Было необходимо ликви­дировать экономическое отставание страны. Но усиление деспотии вызывало экономический застой, замедляло раз­витие, и через некоторое время снова потребовались новые реформы. Развитие шло импульсивно, циклами, и эта цикличность также составляла одну из особенностей эко­номического развития России. А что означали петровские преобразования для населения, показывает следующее соотношение: подати за время царствования Петра выросли в три раза, а население уменьшилось на 20%. В промыш­ленности сложилась уникальная ситуация. Основную часть мануфактур в результате петровских реформ составили казенные и посессионные, т.е. формально тоже принадле­жавшие государству. Подавляющая часть мануфактурной продукции поступала в распоряжение государства, поэтому и цены на нее определялись не рынком, а были «указными», т.е. устанавливались государственными указами.

Государство в это время управляло не только казенными и посессионными, но и остальными мануфактурами. Оно выдавало предприятиям государственные наряды, даже если продукция не предназначалась для казны; а если ману­фактурист не справлялся с этими производственными зада­ниями, отбирало у него мануфактуру и передавало другому «завододержателю». Само слово завододержатель показы­вает, что частная собственность на промышленное пред­приятие не признавалась.

Решающую роль в хозяйстве играла бюрократиче­ская верхушка. Историк В. О. Ключевский (1841—1911) охарактеризовал ее как «лишенную всякого социального облика кучу физических лиц разнообразного происхожде­ния, объединенных только чинопроизводством».

Административная регламентация не могла заменить рынка. Она делала невозможной конкуренцию, а тем самым — и совершенствование производства. Предприни­матель был заинтересован в получении выгодного казен­ного заказа, монополии на производство конкретной про­дукции, высокой указной цене на свои изделия, кроме того, он стремился получить от государства землю, лес, а также различные привилегии. В данной ситуации не было необ­ходимости совершенствовать производство, достаточно было иметь связи в правительстве и подкупать чиновников. Это вело к появлению мануфактур, числившихся только

на бумаге. В первую очередь административная регламен­тация действовала на казенных предприятиях, уже к концу царствования Петра пришедших в упадок настолько, что их пришлось спешно передавать в частную собственность.

После смерти Петра I начался длительный застой мануфактурной промышленности, сменившийся новым подъемом при Екатерине И: «Никаких дел, касающихся до торговли и фабрик, не можно завести принуждением, а дешевизна родится только от великого числа продавцов и вольного умножения товара». Она издала ряд законов, ограничивающих государственную регламентацию. Было запрещено покупать к мануфактурам крепостных, а сле­довательно, основывать новые посессионные предприя­тия. Если прежде мануфактуры могли учреждать только по специальному государственному разрешению, то теперь этого не требовалось. Были приняты меры для расширения среднего сословия, т.е. городского торгово-промышленного населения. По экономическим учебникам Екатерины II, среднее сословие должно было стать основой процветания хозяйства. Одной из своих заграничных корреспонденток она писала: «...Еще раз, мадам, обещаю вам третье сословие ввести; но как же трудно его будет создать».

Правда, полностью одолеть административную систему Екатерина не смогла. Остались ранее учрежденные казен­ные и посессионные предприятия. Развитие металлургиче­ской, шерстяной и некоторых других отраслей по-прежнему определялось казенной регламентацией, но в целом разви­тие производства ускорилось. Число мануфактур за цар­ствование Екатерины выросло с 980 до 3200, экспорт — с 13 до 57 млн руб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: