ления Российского государства. Было необходимо ликвидировать экономическое отставание страны. Но усиление деспотии вызывало экономический застой, замедляло развитие, и через некоторое время снова потребовались новые реформы. Развитие шло импульсивно, циклами, и эта цикличность также составляла одну из особенностей экономического развития России. А что означали петровские преобразования для населения, показывает следующее соотношение: подати за время царствования Петра выросли в три раза, а население уменьшилось на 20%. В промышленности сложилась уникальная ситуация. Основную часть мануфактур в результате петровских реформ составили казенные и посессионные, т.е. формально тоже принадлежавшие государству. Подавляющая часть мануфактурной продукции поступала в распоряжение государства, поэтому и цены на нее определялись не рынком, а были «указными», т.е. устанавливались государственными указами.
Государство в это время управляло не только казенными и посессионными, но и остальными мануфактурами. Оно выдавало предприятиям государственные наряды, даже если продукция не предназначалась для казны; а если мануфактурист не справлялся с этими производственными заданиями, отбирало у него мануфактуру и передавало другому «завододержателю». Само слово завододержатель показывает, что частная собственность на промышленное предприятие не признавалась.
|
|
Решающую роль в хозяйстве играла бюрократическая верхушка. Историк В. О. Ключевский (1841—1911) охарактеризовал ее как «лишенную всякого социального облика кучу физических лиц разнообразного происхождения, объединенных только чинопроизводством».
Административная регламентация не могла заменить рынка. Она делала невозможной конкуренцию, а тем самым — и совершенствование производства. Предприниматель был заинтересован в получении выгодного казенного заказа, монополии на производство конкретной продукции, высокой указной цене на свои изделия, кроме того, он стремился получить от государства землю, лес, а также различные привилегии. В данной ситуации не было необходимости совершенствовать производство, достаточно было иметь связи в правительстве и подкупать чиновников. Это вело к появлению мануфактур, числившихся только
на бумаге. В первую очередь административная регламентация действовала на казенных предприятиях, уже к концу царствования Петра пришедших в упадок настолько, что их пришлось спешно передавать в частную собственность.
После смерти Петра I начался длительный застой мануфактурной промышленности, сменившийся новым подъемом при Екатерине И: «Никаких дел, касающихся до торговли и фабрик, не можно завести принуждением, а дешевизна родится только от великого числа продавцов и вольного умножения товара». Она издала ряд законов, ограничивающих государственную регламентацию. Было запрещено покупать к мануфактурам крепостных, а следовательно, основывать новые посессионные предприятия. Если прежде мануфактуры могли учреждать только по специальному государственному разрешению, то теперь этого не требовалось. Были приняты меры для расширения среднего сословия, т.е. городского торгово-промышленного населения. По экономическим учебникам Екатерины II, среднее сословие должно было стать основой процветания хозяйства. Одной из своих заграничных корреспонденток она писала: «...Еще раз, мадам, обещаю вам третье сословие ввести; но как же трудно его будет создать».
|
|
Правда, полностью одолеть административную систему Екатерина не смогла. Остались ранее учрежденные казенные и посессионные предприятия. Развитие металлургической, шерстяной и некоторых других отраслей по-прежнему определялось казенной регламентацией, но в целом развитие производства ускорилось. Число мануфактур за царствование Екатерины выросло с 980 до 3200, экспорт — с 13 до 57 млн руб.