Начертите небольшой круг в центре листа. Впишите в него свое имя. Расположите вокруг людей, которые оказали влияние на ваше взросление и воспитание до 18 лет. Их воздействие может быть как позитивным, так и негативным. Проведите линии к этим людям от вашего круга. Чем их влияние больше, тем соединительные линии должны быть толще и короче. Чем влияние меньше, тем линия длиннее и тоньше.
Напишите:
• имена этих людей;
• их роль по отношению к вам (мать, отец, друг, учитель и т.д.);
Глава 3
• прилагательное или короткую фразу, описывающую то,
как вы переживали их влияние. Когда вы закончите задание, напишите, какие эмоции оно у вас вызвало.
Техника 17. «Семейная хронология»
Составьте список дат, фактов и событий, начинающийся с рождения ваших дедушек и бабушек и до настоящего времени.
Эта хронология должна содержать все даты и события, которые, по вашему мнению, объясняют, каким вы являетесь сегодня. Вы можете не знать точно, как определенные события воздействуют на вас сегодня, но если вы смутно чувствуете, что на ваше формирование повлияло какое-то событие, запишите его.
Например, семейное предание или миф могут быть не менее важны, чем просто даты рождения, смерти и браков, годы болезней, изменений в карьере, переходов в другие школы, удач, неуспехов и т. д.
Разделите хронологию на три раздела: семья матери, семья отца и семья, в которой вы родились.
Семья, в которой вы родились, начинается с даты и события, когда родители встретились в первый раз.
Когда вы не знаете точно дату или факты, поставьте знак вопроса рядом с ними.
Когда вы закончите задание, напишите, какие чувства оно у вас вызвало.
Техника 18. «Фантазии рождения»
Напишите три коротких сочинения, представляющих собой ваши фантазии о рождении вашей матери, вашего отца и вас самих. Вы можете знать только даты и места этих рождений, так что дополните истории сами.
Опишите от лица рождающегося ребенка, что происходит в семье на момент рождения, кто забирает его из роддома и какие чувства у членов семьи вызвало его появление. Вставьте факты, которые вы знаете, но не позволяйте отсутствию информации ограничить ваше воображение.
Когда вы закончите задание, напишите, какие эмоции оно у вас вызвало.
Психотерапия при психосоматических заболеваниях