Это комплекс действий, предпринимаемых организацией для достижения долгосрочного конкурентного преимущества. В соответствии с распространенной классификацией выделяются следующие стратегии: технологическое и рыночное лидерство, стратегия «следования за лидером, стратегия имитации, стратегия зависимости, стратегия «ниши». При этом фирма может одновременно применять различные стратегии в различных сегментах рынка.
При этом нет никаких гарантий того, что сделанный новый продукт будет превосходить уже существующие на рынке. Следовательно, эта стратегия связана с огромным риском. Во-первых, уникальный продукт может быть оценен потребителем недостаточно высоко, т. е. более высокие цены, назначаемые фирмой для покрытия издержек, связанных с разработкой такого продукта, окажутся неоправданными. Во-вторых, не исключена возможность, что конкуренты смогут быстро наладить копирование таких новинок с уникальными особенностями.
Обычно стратегии лидерства целесообразны, когда организация конкурирует в сфере быстрорастущего производства, в производственной сфере, переживающей быстрые технологические преобразования, или компания производит продукт, пользующийся спросом, но выпуск которого находится на начальной стадии жизненного цикла и спрос на него хотя и увеличивается, но еще не устоялся.
|
|
Несмотря на выдержки и риски, связанные с инновациями, эта стратегия продолжает оставаться привлекательной для достижения таких целей, как обеспечение быстрого роста продаж и доли на рынке, получение высокой прибыли на инвестированный капитал и завоевание устойчивой базы потребителей.
Стратегия «следования за лидером» фокусируется на быстром расширении рыночной базы. Смысл следования за лидером состоит в том, что фирма сосредотачивается на продуктах, уже получивших признание рынка. В этих целях фирма постоянно отслеживает направления НИОКР технологического лидера и стремится создавать минимальный научный задел в данных областях, чтобы сократить время научно-технической (предпромышленной) подготовки продукта до его выхода на рынок, следуя за лидером.
Стратегия имитации базируется на использовании известных технологий и их развитии в соответствии с требованиями специфического рынка. Характерный пример подобной стратегии дает фармацевтическая промышленность в развивающихся странах, где производятся лицензированные лекарства или популярные лекарства с истекшими патентами. Фирма, проводящая стратегию имитации, не несет расходов на исследования (за исключением затрат на приобретение лицензии, поэтому может добиться значительного снижения удельных издержек, а следовательно, высокой рентабельности продаж. Как и в стратегии «следования за лидером» основное внимание уделяется быстрому освоению технологии и запуску товара в производство.
|
|
Стратегия зависимости — предельный случай стратегии имитации. Фирма сосредотачивает усилия лишь на производстве и маркетинге. Такие стратегии характерны для совместных производств или подразделений крупных международных компаний, проникающих на новые рынки.
Стратегия «ниши» заключается в поиске ниши на рынке, не привлекательной по масштабу продаж для крупной фирмы, но достаточной, чтобы обеспечивать существование и развитие небольшой фирмы. Основное требование к данной стратегии - достаточное внимание к опытно-конструкторским разработкам и освоению модифицированной продукции, чтобы удовлетворить требования специфических заказчиков.
В сущности, вышеописанные инновационные стратегии в той или индсвязаны с инновационным риском, а степень этого риска может быть упрощенно (схематично) определена следующим образом. В общем виде любая инновационная стратегия распадается на три типа нововведений:
1) по продукту - существующий/новый;
2) по рынку - существующий/новый;
3) по технологии - существующая/новая.
Соответственно, возможны шесть вариантов сочетания данных переменных (рис.2.5.1). Перемещение из левого верхнего угла рисунка вправый нижний характеризует нарастание риска инновационной стратегии. Следует отметить, что в современных российских условиях наименее контролируемым и, следовательнопотенциально наиболее рисковым фактором выступает выход на новые рынки.
Существующий продукт Существующий рынок Существующая технология | Существующий продукт Новый рынок Существующая технология | Существующий продукт Новый рынок Новая технология |
Новый продуктСуществующий рынок Существующая технология | Новый продукт Новый рынок Существующая технология | Новый продукт Новый рынок Новая технология |
Рис.2.5.1. Варианты типов нововведений