Активное развитие и функционирование психологической службы учреждения дополнительного образования осуществляется в целях создания условий для психологического сопровождения и полноценного развития воспитанников, сохранения их здоровья, содействие в успешной социальной адаптации, разрешение проблем в поведении, общении.
Задачами деятельности педагога-психолога в условиях учреждения дополнительного образования (УДО) являются:
- повышение психологической компетентности родителей и педагогов в воспитательном процессе;
- содействие гармонизации социально-психологического климата в учреждении дополнительного образования;
- оказание доступной и систематической психологической помощи воспитанникам.
Выделяют следующие виды учреждений дополнительного образования: дворец, дом, центр, школа, клуб, лагерь, станция, студия.
Деятельность УДО непосредственно связана со всеми субъектами образовательного процесса: воспитанниками, их родителями (законными представителями), педагогами, администрацией и осуществляется в свободное время. Это:
|
|
▪ организация досуга,
▪ развитие творческого потенциала,
▪ социализация,
▪ выявление способностей, художественных и интеллектуальных талантов,
▪ успешную социальную адаптацию,
▪ расширение общего кругозора,
▪ возможность раннего профессионального самоопределения.
Учитывая современную социально-экономическую ситуацию, а также необходимость сбалансированного осуществления различных видов деятельности педагогов-психологов, усиления профилактической и просветительской работы, педагоги – психологи учреждений дополнительного образования осуществляют работу по следующим направлениям: психодиагностическое, консультативное, просветительское, коррекционное, профилактическое.
Каждое направление включено в единый процесс сопровождения, имеет свою специфику.
Так же, как и в общеобразовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования особое внимание уделяется психологическому просвещению и профилактике различных видов зависимостей, асоциального и девиантного поведения.
Социологические исследования занимают не более 20% содержания работы педагога-психолога.
Направления работы педагога-психолога УДО с детьми дошкольного возраста:
▪ диагностика общих творческих способностей (дифференциация способностей, выделение доминирующих способностей);
▪ диагностика стрессоустойчивости детей (при подготовке к конкурсам) – выявление уровня и источника стресса;
▪ повышение стрессоустойчивости (при подготовке к конкурсам и соревнованиям);
|
|
▪ профилактика эмоционально-волевого истощения (при подготовке к соревнованиям, конкурсам);
▪ диагностика удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса в учреждении дополнительного образования;
▪ консультирование родителей по результатам диагностики и коррекции;
▪ консультирование родителей по актуальным проблемам развития;
▪ тренинг для родителей «Оптимизация детско-родительских отношений»,
▪ обучающие семинары по актуальным проблемам возраста и безусловной любви к ребенку,
▪ обучающие семинары, родительские собрания по проблемам профилактики развития кризисных состояний у детей, профилактике вредных привычек и формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни, по особенностям общения с детьми;
▪ изучение психологического климата в коллективе учреждения дополнительного образования;
▪ консультирование педагогов по результатам диагностики и коррекции;
▪ тренинг по оптимизации психологического климата в коллективе учреждения дополнительного образования;
▪ психологическое консультирование по профессиональным вопросам;
▪ обучающие семинары для педагогов по работе с превентивными программами;
▪ просветительская работа по вопросам:
- специфика работы с детьми разных возрастов,
- профилактика и разрешение конфликтных ситуаций,
- профилактика вредных привычек и формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Направления работы педагога-психолога УДО с детьми младшего школьного возраста:
▪ диагностика степени социальной адаптации детей в учреждении дополнительного образования (тревожность, агрессивность, коммуникативность),
▪ диагностика групп риска: (инвалидов и находящихся на домашнем обучении, под опекой, детей-изгоев, детей с асоциальным поведением, детей из неблагополучных семей, детей группы риска развития кризисных состояний),
▪ коррекция социальной дезадаптации,
▪ реализация программ по профилактике вредных привычек,
▪ реализация программ по профилактике асоциального поведения,
▪ диагностика удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса в учреждении дополнительного образования,
▪ консультирование родителей по результатам диагностики и коррекции,
▪ консультирование родителей по актуальным проблемам развития,
▪ обучающие семинары, деловые игры для родителей об особенностях возраста и стратегиях воспитания,
▪ тренинг для родителей «Оптимизация детско-родительских отношений»,
▪ обучающие семинары, родительские собрания по проблемам профилактики развития кризисных состояний у детей, профилактике вредных привычек и формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни, по особенностям общения с детьми,
▪ изучение психологического климата в коллективе учреждения дополнительного образования,
▪ консультирование педагогов по результатам диагностики и коррекции,
▪ деловые игры, семинары для педагогов по профилактике дезадаптации ребенка в учреждении дополнительного образования,
▪ тренинг для педагогов по оптимизации психологического климата в коллективе УДО,
▪ психологическое консультирование педагогов по профессиональным вопросам,
▪ обучающие семинары для педагогов по работе с превентивными программами,
▪ просветительская работа с педагогами по вопросам:
- специфика работы с детьми разных возрастов,
- профилактика и разрешение конфликтных ситуаций,
- профилактика вредных привычек и формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Направления работы педагога-психолога УДО с детьми подросткового возраста:
|
|
▪ диагностика степени социальной адаптации подростков в учреждении дополнительного образования,
▪ диагностика групп риска (инвалидов и находящихся на домашнем обучении, под опекой, детей-изгоев, детей с асоциальным поведением, детей из неблагополучных семей, детей группы риска развития кризисных состояний),
▪ диагностика профессиональной направленности подростков (выбор образовательного профиля),
▪ диагностика удовлетворенности качеством образовательного процесса в учреждении дополнительного образования (посещаемость, результаты достижений),
▪ организация «Почты доверия»,
▪ консультирование подростков по результатам диагностики,
▪ консультирование подростков по коммуникативным проблемам,
▪ организация и проведение «Дня профориентации»,
▪ коррекция социальной дезадаптации у подростков,
▪ оптимизирующая работа по актуальным проблемам возраста:
- развитие коммуникативных навыков,
- профессиональное самоопределение,
- развитие социально-психологической компетентности;
▪ профилактика подростковой наркозависимости;
▪ диагностика удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса в учреждении дополнительного образования;
▪ консультирование родителей по результатам диагностики и коррекции;
▪ консультирование родителей по актуальным проблемам развития;
▪ обучающие семинары для родителей по профилактике кризисных состояний у детей;
▪ тренинг для родителей «Оптимизация детско-родительских отношений»;
▪ обучающие семинары, родительские собрания по проблемам профилактики развития кризисных состояний у детей, профилактике вредных привычек и формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни, по особенностям общения с детьми;
▪ изучение психологического климата в коллективе учреждения дополнительного образования;
▪ консультирование педагогов по результатам диагностики и коррекции;
▪ лекции, семинары для педагогов по вопросам современного воспитания;
|
|
▪ тренинг для педагогов по оптимизации психологического климата в коллективе учреждения дополнительного образования;
▪ психологическое консультирование по профессиональным вопросам;
▪ обучающие семинары для педагогов по работе с превентивными программами;
▪ просветительская работа по вопросам:
- специфика работы с детьми разных возрастов,
- профилактика и разрешение конфликтных ситуаций,
- профилактика вредных привычек и формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Направления работы педагога-психолога УДО с детьми раннего юношеского возраста:
▪ диагностика профессиональной направленности,
▪ диагностика степени социальной адаптации молодежи в учреждении дополнительного образования,
▪ диагностика группы риска развития кризисных состояний (стресс, истощение, агрессивные и аутоагрессивные тенденции),
▪ организация «Дня профориентации»,
▪ оптимизирующая работа по актуальным проблемам возраста:
- развитие коммуникативных навыков,
- профессиональное самоопределение,
- развитие социально-психологической компетентности;
▪ консультирование по результатам диагностики и коррекции;
▪ консультирование по актуальным проблемам развития;
▪ профилактика наркозависимости в молодежной среде;
▪ диагностика удовлетворенности качеством образовательного процесса в учреждении дополнительного образования;
▪ обучающие семинары для родителей по профилактике кризисных состояний у детей;
▪ тренинг для родителей «Оптимизация детско-родительских отношений»;
▪ изучение психологического климата в коллективе учреждения дополнительного образования (стресс, истощение, текучесть кадров);
▪ тренинг для педагогов по оптимизации психологического климата в коллективе учреждения дополнительного образования;
▪ психологическое консультирование педагогов по профессиональным вопросам;
▪ обучающие семинары для педагогов по работе с превентивными программами;
▪ просветительская работа по вопросам:
- специфика работы с детьми разных возрастов,
- профилактика и разрешение конфликтных ситуаций,
- профилактика вредных привычек и формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.