Рынок создается вокруг различных объектов, представляющих какую-нибудь ценность. В этом плане говорят о рынке потребительских товаров, рынке труда, рынке ценных бумаг, рынке капитала и т.д. в зависимости от вида потребителей различают следующие типы рынков: потребительский рынок и организационные рынки. Последние подразделяются на рынки продукции производственно-технического назначения, рынки перепродаж и рынки государственных учреждений.
Классификация отраслей по экономическому состоянию:
Отрасль, переживающая упадок – та отрасль, которая приносит не прибыль, а убытки и в которой сокращается объем производства по мере того как предприятия ее покидают.
Отрасль с возрастающими издержками – отрасль, расширение производства в которой обусловлено вступлением в нее новых предприятия и повышением в связи с этим цен на потребляемые ресурсы, а следовательно, и ростом издержек производства.
Отрасль с постоянными издержками – отрасль, в которой расширение производства а следствии вступления в нее новых предприятий не оказывает влияния на цены потребляемых ресурсов.
|
|
В зависимости от степени вовлеченности потребителя в процесс продаж выделяют:
- Потенциальный рынок – совокупность потребителей, проявляющих некоторый интерес к определенному продукту.
- Доступный рынок – группа потребителей, имеющих интерес, средства и доступ к определенному продукту.
- Квалифицированный доступный рынок – совокупность потребителей, имеющих интерес, средства и доступ к рынку, а также удовлетворяющих законодательным требованиям (возрастные ограничения на вождение автомобиля).
- Целевой рынок – часть доступного рынка, на котором организация концентрирует свои усилия на группе потребителей, имеющих общие потребности в ее продукте.
- Освоенный рынок – совокупность потребителей, уже купивших какой-то продукт.
Количественными показателями, характеризующими структуру рынка, являются:
- численность продавцов, действующих на данном рынке;
- доли, занимаемые продавцами на данном рынке;
- показатели рыночной концентрации.