Направления | Содержание практики | Методы практики | Формы практики |
реализация системы творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений, способствующая: | - накоплению творческого опыта познания действительности через изучение объектов, ситуаций, явлений на основе выделенных признаков (цвет, форма, размер, материал, назначение, время, расположение; - рассмотрению их в противоречиях, обусловливающих их развитие; - моделированию явлений, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития систем. | Методы, используемые здесь: наглядно-практические, сериации и классификации (традиционные) и формирования ассоциаций установления аналогии, выявления противоречий (нетрадиционные) и др. | Основными формами работы с детьми являются занятия и экскурсии. |
реализация системы творческих заданий ориентированных на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, обеспечивающая накопление опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Выполнение заданий данной группы позволяет: | - рассматривать объекты, ситуации, явления с различных точек зрения; - находить фантастические применения реально существующим системам; - осуществлять перенос функций в различные области применения; - получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации. | В основном здесь традиционно используются словесные и практические методы. Нетрадиционно – целый ряд приемов в рамках игрового метода: аналогии, «оживления», изменения агрегатного состояния, «матрешки», «наоборот», обращение вреда в пользу, увеличение – уменьшение и др. | Основные формы работы здесь – подгрупповые занятия и организация самостоятельной деятельности детей. |
реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций, явлений, способствующая: | - приобретению творческого опыта в осуществлении фантастических (реальных) изменений внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.) - изменению внутреннего строения систем; - учету при рассмотрении системы свойств, ресурсов, диалектической природы объектов, ситуаций, явлений. | Среди традиционных методов работы – экологические опыты и экспериментирование с изобразительными материалами, среди нетрадиционных – методы фокальных объектов и синектики, усовершенствования игрушки, развития творческого мышления и конструирования. | Основные формы работы – конкурсы детско-родительского творчества (традиционно, организация подгрупповой работы детей в лаборатории (нетрадиционно). |
реализация системы творческих заданий, ориентированных на создание новых объектов, ситуаций, явлений, обеспечивающая: | - развитие умений создания оригинальных творческих продуктов на основе качественно новой идеи субъекта творческой деятельности; - ориентирование при выполнении творческого задания на идеальный конечный результат развития системы; - переоткрытия уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики. | Среди традиционных методов работы здесь выступают диалоговые методы и методы экспериментирования. Среди нетрадиционных- методы проблематизации, мозгового штурма, развития творческого воображения и др. | Основные формы работы – организация детских выставок (традиционно), организация проектной деятельности детей и взрослых (нетрадиционно). При этом существует целый ряд нетрадиционных техник создания творческого образа, в частности изобразительного. |
ВАРИАНТ «КАК ОТРАЗИТЬ ПРИМЕНЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
В ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ЧАСТИ,