Таблица 1.3.
Физический возраст | Стабильный характер развития | Критический характер возраста |
0 — 2 мес. | Новорожденность | |
2 мес. - 1год | Младенческий возраст | |
1 — 3 лет | Кризис 3-х лет «Я сам!» | |
3 — 7 лет | ||
8 — 13 лет | Школьный возраст | |
14 — 17 лет | Пубертатный возраст | Кризис 17- летия |
Задание 03. Заполните пропуски в таблице, соотнесите с новообразованием. Как писал Л.С. Выготский, кризисы характеризуются революционными изменениями, критерием которых является появление новообразований. Таблица 1.4.
Физический возраст | Возрастной период | Кризис | Новообразования возраста | |||
0 — 2 мес. | Новая социальная позиция – высоко оцениваемая взрослыми учебная работа. Произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация. Происходят глубокие изменения в эмоциональной сфере. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении) приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Появляется логика чувств. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – желание что-то сделать и само действие. Утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания. | |||||
2 мес. - 1год | Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. | |||||
1 — 3 лет | На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Половое созревание. Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. | |||||
3 — 7 лет | Новообразования связаны с увеличением возможностей ребенка. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. | |||||
8 — 13 лет | Адаптация ребенка к новым условиям жизни (питание, дыхание). | |||||
14 — 17 лет | Отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Феномен «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». Осознание себя как активного субъекта в мире предметов, ребенок впервые поступает вопреки своим желаниям. «Кризис социальных отношений». Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса: Негативизм. Упрямство. Строптивость. Самостоятельность. Деспотизм или если в семье несколько детей, то ревность. Обесценивание. |
Приложение 2.