Периодизация возрастного развития

Таблица 1.3.

Физический возраст Стабильный характер развития Критический характер возраста
0 — 2 мес. Новорожденность  
2 мес. - 1год Младенческий возраст  
1 — 3 лет   Кризис 3-х лет «Я сам!»
3 — 7 лет    
8 — 13 лет Школьный возраст  
14 — 17 лет Пубертатный возраст Кризис 17- летия

Задание 03. Заполните пропуски в таблице, соотнесите с новообразованием. Как писал Л.С. Выготский, кризисы характеризуются революционными изменениями, критерием которых является появление новообразований. Таблица 1.4.

Физический возраст Возрастной период Кризис   Новообразования возраста
0 — 2 мес.       Новая социальная позиция – высоко оцениваемая взрослыми учебная работа. Произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация. Происходят глубокие изменения в эмоциональной сфере. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении) приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Появляется логика чувств. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – желание что-то сделать и само действие. Утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания.
2 мес. - 1год       Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.
1 — 3 лет       На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Половое созревание. Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.
3 — 7 лет       Новообразования связаны с увеличением возможностей ребенка. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной.
8 — 13 лет       Адаптация ребенка к новым условиям жизни (питание, дыхание).
14 — 17 лет       Отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Феномен «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». Осознание себя как активного субъекта в мире предметов, ребенок впервые поступает вопреки своим желаниям. «Кризис социальных отношений». Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса: Негативизм. Упрямство. Строптивость. Самостоятельность. Деспотизм или если в семье несколько детей, то ревность. Обесценивание.    

Приложение 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: