Религия
| Ценности в обществе, диктуемые религией
|
1. Отношение к труду
|
Протестантизм
| Труд - это доблесть и долг; работа – это средство против искушений, человек наказан ею за грехи; труд приближает к Богу
|
Ислам
| Любой труд почетен; работа – это источник роста социального капитала, это средство развития
|
Православие
| Труд помогает достичь высокую цель, в противном случае в нем нет необходимости; трудолюбие порывами, максимальная отдача в трудных условиях
|
Буддизм
| Упорный труд – залог самосовершенствования; труд – это культ; приветствуется трудоголизм
|
Конфуцианство
| Сходство с буддизмом; приветствуется трудиться с полной отдачей сил и способностей
|
2. Отношение к деньгам
|
Протестантизм
| Приветствуется накопление и приумножение богатства в течении всей жизни; нажива – это цель, но во имя Бога; деньги – это оценка работы: лучше работаешь – больше денег – более угоден Богу
|
Ислам
| Деньги – это средство, а не цель, поэтому всегда находятся в обращении; отрицается накопление капитала и ростовщичество, развита торговля; богатство – это социальный капитал, оно преходяще
|
Православие
| Богатство – это зло; деньги – это средство, а не цель: легко пришло – легко ушло
|
Буддизм
| Деньги и нажива не являются ценностями в данных культурах
|
Конфуцианство
| Деньги – это земная тяжесть
|
3. Отношение к власти
|
Протестантизм
| Примирение с местом, которое дал Бог в этом мире, и подчинение власти; богатство приносит власть
|
Ислам
| Лидер – это посланник Аллаха; высокие стандарты уважения; власть используется для установления справедливости
|
Православие
| Власть дана Богом; патриархальная лидерская культура; в управлении присутствует деспотизм и дотошная система контроля; предпочтение полуформального регулирования и неподчинения инструкциям
|
Буддизм
| Человек у власти – достойный, так как заслужил ее хорошим поведением в прошлой жизни
|
Конфуцианство
| Признание авторитетности власти, поскольку ею обладают высокоморальные и образованные люди
|
4. Роль иерархии и статуса
|
Протестантизм
| Статус определяется достижениями; иерархия преодолима
|
Ислам
| Все люди равны, а статус определяется сословной и семейной принадлежностью; приветствуется иерархичность
|
Православие
| Статус и иерархия – значимы и акцентируются в обществе
|
Буддизм
| Иерархия – нечто обязательное, на чем держится общество; статус соответствует возрасту
|
Конфуцианство
| Статус играет важную роль, приветствуется смирение и покорность
|
5. Отношение к частной собственности
|
Протестантизм
| Собственность неприкосновенна
|
Ислам
| Права собственности не являются священными, они размыты
|
Православие
| Права собственности не уважаются, все считается общим
|
Буддизм
| Групповая культура: права собственности не акцентированы
|
Конфуцианство
| Права собственности не акцентированы – групповая культура
|
6. Отношение ко времени
|
Протестантизм
| Время – линейно, является ресурсом, им дорожат: потеря времени – это потеря денег, отсюда - пунктуальность и точность
|
Ислам
| Цикличное восприятие времени, замедленность течения, допускаются опоздания
|
Православие
| Время – относительно, возможны опоздания
|
Буддизм
| Время циклично, отсюда неторопливость ведения переговоров и тщательное обдумывание решений
|
Конфуцианство
| Сходство с буддизмом
|
7. Ориентация во времени – прошлое, настоящее, будущее
|
Протестантизм
| Устремленность в будущее; свое будущее человек делает сам; важны тщательные планы и расчеты на будущее
|
Ислам
| Погруженность в прошлое, подчинение судьбе; человек не волен влиять на события и обстоятельства, будущее ему неподвластно
|
Православие
| Ориентация на прошлое; отсутствие планирования и прогнозирования; жизнь «сегодняшним днем», но уважение старших, их статуса и заслуг
|
Буддизм
| Связь с прошлым; важное значение имеет ритуал, уважение старшинства
|
Конфуцианство
| Связь с прошлым, дань традициям; будущим невозможно управлять – оно непредсказуемо
|
8. Восприятие перемен
|
Протестантизм
| Положительное восприятие перемен
|
Ислам
| Адаптация к ним, но стремление сохранить традиции
|
Православие
| Культура недостаточно динамична, но не отрицает перемен
|
Буддизм
| Новое воспринимается положительно, но с ориентацией на традиции
|
Конфуцианство
| Дань традициям, сдержанное отношение к новому
|
9. Норма накопления
|
Протестантизм
| Высокая норма
|
Ислам
| Средняя норма
|
Православие
| Низкая норма
|
Буддизм
| Высокая норма
|
Конфуцианство
| Средняя норма
|
10. Эффективность
|
Протестантизм
| Главное – это достижение, результат
|
Ислам
| Ориентация на процесс, а на результат – неявным образом
|
Православие
| Отсутствует целенаправленность, ориентация на процесс
|
Буддизм
| Процесс должен быть результативным
|
Конфуцианство
| Гармония процесса и результата
|
11. Социальная единица
|
Протестантизм
| Индивидуум
|
Ислам
| Семья
|
Православие
| Община
|
Буддизм
| Группа
|
Конфуцианство
| Группа
|
12. Стиль поведения
|
Протестантизм
| Индивидуализм, динамичность, агрессивность, личная ответственность
|
Ислам
| Семейственность, клановость
|
Православие
| «Соборность», слабо выраженные личное сознание и ответственность, пассивность, но терпение за высокую идею
|
Буддизм
| Конформизм, отождествление себя с группой, поиск консенсуса, учтивость, терпение
|
Конфуцианство
| Коллективизм, гармония
|
13. Связи
|
Протестантизм
| Формальные
|
Ислам
| Неформальные
|
Православие
| Неформальные
|
Буддизм
| Неформальные
|
Конфуцианство
| Неформальные
|
14. Нормы экономической деятельности
|
Протестантизм
| Все строится на контрактных отношениях, рациональности и личном интересе
|
Ислам
| Справедливость, надежность; важное значение имеет дружба, имя, родственные и социальные связи
|
Православие
| «Радость нарушения» норм, изобретательность, нетривиальность сознания
|
Буддизм
| Аскетизм и бережливость, справедливость, чувство долга, скромность, сдержанность
|
Конфуцианство
| Умение приспосабливаться, конформизм и дуализм
|