Противоречий. Тут проза и поэзия ушли от драмы далеко
Вперед.
Честь театрального искусства была поддержана режиссурой,
Которая использовала и то, что давала современная драматургия,
И прозу, и золотой фонд советской драмы, и классику.
Именно театр Товстоногова с неспешной рассудительностью
Приглашал зрителей поразмыслить над вновь возникшими
Нравственными проблемами бытия человека. Товстоногов, разумеется,
не был ≪холодным≫ наблюдателем времени, но он уже
Выработал как рефлекс то особое чувство достоинства искусства,
Которое удерживает художника от поспешности.
Товстоногов недаром ставил и ≪Оптимистическую трагедию≫,
и ≪Пять вечеров≫. Для иных это были несовместимые явления,
У него они совмещались естественно, ибо нравственный максимализм
героев ≪Пяти вечеров≫ он осознавал как героический,
а героизм большевиков ≪Оптимистической трагедии≫ был выявлен
В форме единства партийного и личного.
|
|
Донкихотство князя Мышкина обретало героическое значение,
И становилась рядом с ним жена акцизного чиновника
Из захолустья Надежда Монахова, и вбегал в холодный
Дом Фамусова юноша Чацкий, с безоглядной духовной
Отвагой покушавшийся на святыни общества загорецких и хлестовых.
Лирическое начало в творчестве Товстоногова принимало
Черты эпические, для воплощения которых человечество давно
Предназначило жанр трагедии: гибнут Мышкин, Монахова, трагически
Осознает свое крушение Чацкий, старые беды отзываются
в финальной фразе Тамары из ≪Пяти вечеров≫ —≪Ой,
только бы войны не было!..≫
Это эпическое свойство режиссуры Товстоногова, широко,
В основных связях охватывающее жизнь, явственно сказалось
в ≪Гибели эскадры≫ А. Корнейчука и ≪Поднятой целине≫
по М. Шолохову, протянулось от ≪Оптимистической трагедии≫ до
≪Беспокойной старости≫.
≪Пять вечеров≫ породили полемику о чрезвычайно важной
В те годы проблеме героя. Сам Товстоногов, последовательно
Отстаивая пьесу и спектакль, отмечая его принципиальное значение,
Не был склонен абсолютизировать художественный принцип
≪Пяти вечеров≫, отчетливо понимая, что сценическое отражение
Действительности не может быть ограничено каким-
либо одним приемом. Защищая ≪Пять вечеров≫, он утверждал
Многообразие способов художественного отражения действительности.
Уже в следующем сезоне он ставит ≪Гибель эскадры≫ и
|
|
≪ И р к у т с к ую историю≫, пьесы, решительно далекие по проблематике
и стилистике от ≪Пяти вечеров≫. В эти же два сезона
он выпускает ≪Варвары≫ —спектакль, открывавший новую страницу