МХАТ, в чеховской поэтике, недаром первая половина 1960-х
Годов отмечена чеховскими спектаклями.
Новая суть режиссерского подхода, новая грань реализма
Была не в стилистике, а прежде всего в способе художественного
Освоения характера человека, не в одной искренности, не
В верности формам жизни (искренни и правдивы были многие
Спектакли), но в том, что конфликт здесь проходил через душу
Г. Т о в с т о н о г о в. Круг мыслей, с. 56.
Героя и герой сам перестраивался, преодолевал в себе преграды,
Избавлялся от предрассудков и осознавал свое место в мире,
Свою значительность и свое достоинство. Герой Товстоногова
Выступал аналогом лирическому герою в поэзии.
(Заметим попутно, что И. Смоктуновский в роли Мышкина
И 3. Ш а р к о в роли Тамары явственно обозначили новый актерский
Стиль в БДТ. Предыдущий период классично завершил
В. Полицеймако ролью баснописца Эзопа в ≪Лисе и винограде
≫). 3. Ш а р к о —Т а м а р а и Е. Копелян —Ильин великолепно
Раскрыли в характерах своих героев драму преодоления самих
Себя, показали, как тяжело и трудно восстанавливается человек,
Потерявший надежды, и как прекрасен он в счастье.
Некоторые упрекали спектакль в пропаганде уныния. Но
Он был содержательно оптимистичен, направлен против пессимизма,
Ибо утверждал человека властелином своей судьбы.
Автор пьесы писал впоследствии: ≪Обвинения в приземленности
И очернительстве были, разумеется, потешны... Лишь ненормальный
Психически человек может утверждать своим творчеством,
Что жизнь ужасна. Т о л ь к о —п о м о г а т ь жить. Потому
что другой жизни —вместо этой, лучше этой —не будет≫.1
Восходящий к чеховской традиции поэтический реализм Товстоногова
Координировался с тем, что искали и утверждали
Тогда же некоторые другие режиссеры, прежде всего О. Ефремов
в ≪Современнике≫.
В работе над первыми спектаклями в Большом драматическом
театре (и с особой ясностью в работе над ≪Пятью вечерами
≫) уточнялись многие важные принципы творчества режиссера.
В первую очередь в области создания образной структуры
Спектакля, его режиссерской партитуры и в работе с актером.
Новый взгляд на героя, новая грань реализма требовали
Своих выразительных средств и приемов. Очевидно, что та или
Иная линия в искусстве укрепляется, имеет перспективу развития
Только в том случае, если мировоззренческие, идейные мотивы
Творчества, доказав свою общественную актуальность, выступают
В неразрывном единстве с соответствующими им художественными
Средствами.
Театр —громоздкое искусство, ему всегда нужно время, чтобы