1. При оценивании, нужно иметь в виду, что оценка имеет четкую направленность;
2. Экспертом в строгом понимании может быть только «сторонний наблюдатель», но никак не участник ситуации;
3. Экспертом может быть «носитель» либо профессиональных знаний, либо профессионального опыта, либо «носитель интересов»;
4. Задачи перед экспертом должны быть корректно поставлены;
5. Эксперту может быть сообщен набор имеющихся альтернатив и главный критерий, считающейся наилучшим;
6. Эксперт должен знать, в чем состоит главная неопределенность конкретной ситуации;
7. Эксперт должен найти новую, неизвестную или неосознанную ранее информацию об объекте, чтобы снизить неопределенность;
8. Эксперт должен выдать свою оценку к моменту выбора решения;
9. Эксперт не должен оказывать на заказчика дополнительное давление, пользуясь более профессиональными суждениями.
Неопределенность в ситуациях экспертизы вызывается
} Невозможность полностью отобразить закономерности реального явления;
|
|
} Неполнотой применяемых систем измерения этих характеристик, т.е. отсутствием информации о значениях параметров;
} Недостатком надежных результатов измерений, расхождениями в суждениях.
Увеличение достоверности прогноза достигается привлечением к работе нескольких специалистов, образующих экспертную группу. Обработка результатов групповой экспертизы позволят получить более обоснованное и достоверное суждение о перспективах развития.
Существует два класса экспертных ситуаций
Кпервому классу относятся проблемы, в отношении которых имеется достаточный информационный потенциал. Принципа «хорошего» измерителя:
• Эксперт является хранилищем большого объема рационально обработанной информации, он качественный источник информации («информационный измеритель» с небольшими погрешностями);
• Групповое мнение экспертов близко к истинному решению проблемы.
Ко второму классу относятся проблемы, в отношении которых информационный потенциал недостаточен.