Это коммуникативный тренинг, цель которого – формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию. Участники учатся отстаивать свои интересы и в то же время в нужной ситуации уметь пойти на компромисс.
К коммуникативным умениям относятся:
Описание поведения, т. е. сообщение о наблюдаемом без оценивания и без приписывания мотивов. Такая обратная связь, основанная на наблюдениях, вызывает наименьшую психологическую защиту и наибольшее желание изменить свое поведение.
Коммуникация чувств – ясное сообщение о своем внутреннем состоянии, понимание и принятие своих и чужих чувств. Чувства выражаются телодвижениями, действиями, словами, поэтому легко ошибиться относительно эмоционального состояния другого человека. Мы часто передаем чувства в неявной форме или в форме оценки. Например: «Ты всегда всех задеваешь» – оценка человека. «Я чувствую себя обиженной, когда ты так говоришь» – выражение чувства. Чтобы тебя правильно поняли, лучше использовать при общении прямые определения: «Я чувствую смущение, огорчение, сожаление и т. п.».
• Активное слушание – умение внимательно слушать партнера и понимать его точку зрения.
• Эмпатия – адекватное восприятие того, что происходит во внутреннем мире другого человека.
• Конфронтация – действия, направленные на то, чтобы побудить другого человека осознать, проанализировать или изменить свое решение или поведение. В конфронтации заложены большие возможности пользы и вреда. Продуктивная конфронтация предполагает положительные отношения с человеком.
Помимо описанных коммуникативных умений, подросткам в их дальнейшей самостоятельной жизни будут необходимы навыки делового общения, такие, как:
• установление контакта;
• ориентация в проблеме;
• аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов;
• навыки принятия решений, нахождение компромисса.
Тренинг состоит из двух частей:
1. Специальные упражнения, направленные на формирование отдельных коммуникативных умений и навыков делового общения.
2. Упражнения, в которых активизируются все умения.