Предисловие................................................................................................................................................. 2
Раздел I. ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ............................................................................. 5
Глава 1. Жизнь и деятельность................................................................................................................... 5
§ 1. Появление психической формы жизни в филогенезе.................................................................. 5
§ 2. Жизнь как совокупная деятельность............................................................................................... 7
§ 3. Структура деятельности................................................................................................................... 8
§ 4. Ведущая деятельность.................................................................................................................... 12
§ 5. Общение как вид деятельности..................................................................................................... 13
Глава 2. Развитие психики в филогенезе и психика человека............................................................. 15
§ 1. Уровень недифференцированной чувствительности................................................................. 16
§ 2. Сенсорный уровень........................................................................................................................ 18
|
|
§ 3. Перцептивный уровень.................................................................................................................. 22
§ 4. Уровень психики высокоразвитых животных............................................................................ 25
§ 5. Уровень психики человека............................................................................................................ 31
Глава 3. Мотивация................................................................................................................................... 37
§ 1. Мотив, мотивационная сфера и жизненный замысел................................................................ 37
§ 2. Индивидуальность, личность, сущность...................................................................................... 38
§ 3. Жизненный мир и центральный жизненный принцип.............................................................. 41
§ 4. Особенности онтогенеза жизненного мира................................................................................. 46
§ 5. Мотивация и типы характера........................................................................................................ 48
§ 6. Доминирующие мотивы и варианты линий онтогенеза............................................................ 51
Глава 4. Возрастное развитие: факторы и закономерности.................................................................. 59
§ 1. Предмет и методы возрастной психологии................................................................................. 59
§ 2. Факторы и закономерности развития психики........................................................................... 62
Глава 5. Стадиальность психического развития.................................................................................... 67
§ 1. Критерии периодизации возрастного развития.......................................................................... 67
§ 2. Л.С. Выготский о стадиальности развития.................................................................................. 68
§ 3. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину....................................................... 69
§ 4. Стадии развития взрослого человека........................................................................................... 70
|
|
Глава 6. Развитие личности...................................................................................................................... 73
§ 1. Периодизация развития личности по З. Фрейду......................................................................... 73
§ 2. Периодизация развития личности по Э. Эриксону.................................................................... 74
§ 3. Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу......................................................... 78
§ 4. Периодизации развития личности по А.В. Петровскому.......................................................... 79
Глава 7 Интеллектуальное развитие........................................................................................................ 81
§ 1. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже........................................................ 81
§ 2. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру................................................................ 85
Раздел II. РАЗВИТИЕ В ДЕТСТВЕ И ОТРОЧЕСТВЕ............................................................................... 88
Глава 1. Младенчество (до 1 года)........................................................................................................... 88
§ 1. Новорожденность........................................................................................................................... 88
§ 2. Младенческий возраст.................................................................................................................... 90
§ 3. Кризис 1 года................................................................................................................................... 93
§ 4. Жизненный мир младенца............................................................................................................. 95
Глава 2. Раннее детство (от 1 года до 3 лет)............................................................................................ 97
§ 1. Развитие психических функций................................................................................................... 97
§ 2. Эмоциональное развитие............................................................................................................. 100
§ 3. Кризис 3 лет................................................................................................................................... 101
§ 4. Развитие жизненного мира.......................................................................................................... 102
Глава 3. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет)......................................................................................... 104
§ 1. Игра как ведущая деятельность................................................................................................... 105
Глава 3. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет)......................................................................................... 105
§ 1. Игра как ведущая деятельность................................................................................................... 106
§ 2. Развитие психических функций................................................................................................. 109
§ 3. Развитие эмоций, мотивов и самосознания............................................................................... 112
§ 4. Развитие жизненного мира.......................................................................................................... 116
Глава 4. Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению....................... 119
§ 1. Проблема обучения детей с 6 лет................................................................................................ 120
§ 2. Психологическая готовность к школе и ее диагностика.......................................................... 122
§ 3. Варианты развития....................................................................................................................... 126
Глава 5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)......................................................................... 128
§ 1. Кризис 7 лет................................................................................................................................... 128
§ 2. Учебная деятельность................................................................................................................... 130
§ 3. Развитие психических функций................................................................................................. 132
§ 4. Мотивация и самооценка............................................................................................................. 134
§ 5. Линии развития жизненного мира............................................................................................. 139
Глава 6. Подростковый возраст (11 —15 лет)....................................................................................... 143
§ 1. Пубертатный кризис..................................................................................................................... 143
§ 2. Развитие психических функций................................................................................................. 145
§ 3. Развитие самосознания................................................................................................................. 146
|
|
§ 4. Подростковые реакции................................................................................................................ 150
§ 5. Личностная нестабильность и подростковые проблемы.......................................................... 154
§ 6. Линии развития жизненного мира............................................................................................. 156
Глава 7. Старший школьный возраст: ранняя юность (16, 17 лет)..................................................... 160
§ 1. Переходный период...................................................................................................................... 160
§ 2. Условия развития.......................................................................................................................... 161
§ 3. Стабилизация личности и самоопределение............................................................................. 163
§ 4. Линии развития жизненного мира............................................................................................. 166
Приложение ко II разделу. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению........................................................................................................................................................................ 170
Раздел III. РАЗВИТИЕ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ......................................................................................... 175
Глава 1. Юность (от 17 до 20—23 лет)................................................................................................... 175
§ 1. Кризис 17 лет................................................................................................................................. 175
§ 2. Условия развития.......................................................................................................................... 177
§ 3. Основные линии онтогенеза....................................................................................................... 181
Глава 2. Молодость (от 20-23 до 30 лет)................................................................................................ 186
§ 1. Главные стороны жизни.............................................................................................................. 186
§ 2. Основные линии онтогенеза....................................................................................................... 194
§ 3. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.................................................................................... 201
Глава 3. Зрелость (от 30 до 60-70 лет).................................................................................................... 204
§ 1. Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность................................. 204
§ 2. Отношения с детьми..................................................................................................................... 207
|
|
§ 3. Зрелость и психологический возраст......................................................................................... 211
§ 4. Основные линии онтогенеза....................................................................................................... 215
Глава 4. Поздняя зрелость (после 60-70 лет)......................................................................................... 222
§ 1. Условия развития. Старение и психологический возраст....................................................... 222
§ 2. Основные линии онтогенеза....................................................................................................... 226
§ 3. Конец жизни.................................................................................................................................. 232