Содержание

Предисловие................................................................................................................................................. 2

Раздел I. ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ............................................................................. 5

Глава 1. Жизнь и деятельность................................................................................................................... 5

§ 1. Появление психической формы жизни в филогенезе.................................................................. 5

§ 2. Жизнь как совокупная деятельность............................................................................................... 7

§ 3. Структура деятельности................................................................................................................... 8

§ 4. Ведущая деятельность.................................................................................................................... 12

§ 5. Общение как вид деятельности..................................................................................................... 13

Глава 2. Развитие психики в филогенезе и психика человека............................................................. 15

§ 1. Уровень недифференцированной чувствительности................................................................. 16

§ 2. Сенсорный уровень........................................................................................................................ 18

§ 3. Перцептивный уровень.................................................................................................................. 22

§ 4. Уровень психики высокоразвитых животных............................................................................ 25

§ 5. Уровень психики человека............................................................................................................ 31

Глава 3. Мотивация................................................................................................................................... 37

§ 1. Мотив, мотивационная сфера и жизненный замысел................................................................ 37

§ 2. Индивидуальность, личность, сущность...................................................................................... 38

§ 3. Жизненный мир и центральный жизненный принцип.............................................................. 41

§ 4. Особенности онтогенеза жизненного мира................................................................................. 46

§ 5. Мотивация и типы характера........................................................................................................ 48

§ 6. Доминирующие мотивы и варианты линий онтогенеза............................................................ 51

Глава 4. Возрастное развитие: факторы и закономерности.................................................................. 59

§ 1. Предмет и методы возрастной психологии................................................................................. 59

§ 2. Факторы и закономерности развития психики........................................................................... 62

Глава 5. Стадиальность психического развития.................................................................................... 67

§ 1. Критерии периодизации возрастного развития.......................................................................... 67

§ 2. Л.С. Выготский о стадиальности развития.................................................................................. 68

§ 3. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину....................................................... 69

§ 4. Стадии развития взрослого человека........................................................................................... 70

Глава 6. Развитие личности...................................................................................................................... 73

§ 1. Периодизация развития личности по З. Фрейду......................................................................... 73

§ 2. Периодизация развития личности по Э. Эриксону.................................................................... 74

§ 3. Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу......................................................... 78

§ 4. Периодизации развития личности по А.В. Петровскому.......................................................... 79

Глава 7 Интеллектуальное развитие........................................................................................................ 81

§ 1. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже........................................................ 81

§ 2. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру................................................................ 85

Раздел II. РАЗВИТИЕ В ДЕТСТВЕ И ОТРОЧЕСТВЕ............................................................................... 88

Глава 1. Младенчество (до 1 года)........................................................................................................... 88

§ 1. Новорожденность........................................................................................................................... 88

§ 2. Младенческий возраст.................................................................................................................... 90

§ 3. Кризис 1 года................................................................................................................................... 93

§ 4. Жизненный мир младенца............................................................................................................. 95

Глава 2. Раннее детство (от 1 года до 3 лет)............................................................................................ 97

§ 1. Развитие психических функций................................................................................................... 97

§ 2. Эмоциональное развитие............................................................................................................. 100

§ 3. Кризис 3 лет................................................................................................................................... 101

§ 4. Развитие жизненного мира.......................................................................................................... 102

Глава 3. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет)......................................................................................... 104

§ 1. Игра как ведущая деятельность................................................................................................... 105

Глава 3. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет)......................................................................................... 105

§ 1. Игра как ведущая деятельность................................................................................................... 106

§ 2. Развитие психических функций................................................................................................. 109

§ 3. Развитие эмоций, мотивов и самосознания............................................................................... 112

§ 4. Развитие жизненного мира.......................................................................................................... 116

Глава 4. Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению....................... 119

§ 1. Проблема обучения детей с 6 лет................................................................................................ 120

§ 2. Психологическая готовность к школе и ее диагностика.......................................................... 122

§ 3. Варианты развития....................................................................................................................... 126

Глава 5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)......................................................................... 128

§ 1. Кризис 7 лет................................................................................................................................... 128

§ 2. Учебная деятельность................................................................................................................... 130

§ 3. Развитие психических функций................................................................................................. 132

§ 4. Мотивация и самооценка............................................................................................................. 134

§ 5. Линии развития жизненного мира............................................................................................. 139

Глава 6. Подростковый возраст (11 —15 лет)....................................................................................... 143

§ 1. Пубертатный кризис..................................................................................................................... 143

§ 2. Развитие психических функций................................................................................................. 145

§ 3. Развитие самосознания................................................................................................................. 146

§ 4. Подростковые реакции................................................................................................................ 150

§ 5. Личностная нестабильность и подростковые проблемы.......................................................... 154

§ 6. Линии развития жизненного мира............................................................................................. 156

Глава 7. Старший школьный возраст: ранняя юность (16, 17 лет)..................................................... 160

§ 1. Переходный период...................................................................................................................... 160

§ 2. Условия развития.......................................................................................................................... 161

§ 3. Стабилизация личности и самоопределение............................................................................. 163

§ 4. Линии развития жизненного мира............................................................................................. 166

Приложение ко II разделу. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению........................................................................................................................................................................ 170

Раздел III. РАЗВИТИЕ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ......................................................................................... 175

Глава 1. Юность (от 17 до 20—23 лет)................................................................................................... 175

§ 1. Кризис 17 лет................................................................................................................................. 175

§ 2. Условия развития.......................................................................................................................... 177

§ 3. Основные линии онтогенеза....................................................................................................... 181

Глава 2. Молодость (от 20-23 до 30 лет)................................................................................................ 186

§ 1. Главные стороны жизни.............................................................................................................. 186

§ 2. Основные линии онтогенеза....................................................................................................... 194

§ 3. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.................................................................................... 201

Глава 3. Зрелость (от 30 до 60-70 лет).................................................................................................... 204

§ 1. Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность................................. 204

§ 2. Отношения с детьми..................................................................................................................... 207

§ 3. Зрелость и психологический возраст......................................................................................... 211

§ 4. Основные линии онтогенеза....................................................................................................... 215

Глава 4. Поздняя зрелость (после 60-70 лет)......................................................................................... 222

§ 1. Условия развития. Старение и психологический возраст....................................................... 222

§ 2. Основные линии онтогенеза....................................................................................................... 226

§ 3. Конец жизни.................................................................................................................................. 232


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: