13. Чай, кофе хозяева должны предлагать, только, если переговоры затягиваются и требуется взбодриться. В других случаях — на усмотрение хозяев.
Обычно на занятиях это вызывает споры, поэтому требует пояснений.
Если бы чаепитие было обязательным, оно стало бы обременительным для хозяев — прежде всего в смысле затрачиваемого времени. Деловой разговор двух лиц— тоже переговоры, подчиняющиеся тем же этическим правилам. Хозяин вовсе не обязан угощать любого и каждого в соответствии со своим пониманием этики, его кабинет превратился бы в «чайхану».
Именно поэтому вопрос хозяина: «Чай? Кофе?» воспринимается как знак расположения.
В процессе переговоров эта приятная процедура снимает усталость, улучшает атмосферу переговоров, позволяет преодолевать возникшие разногласия. Своевременное предложение этих бодрящих напитков может дать немалый эффект.
14. Разносят чай (кофе) вначале гостям, начиная с их руководителя, потом — своим.
15. Зарубежные партнеры считают, что из нескольких вариантов «русские» (так они называют почти всех выходцев из СССР) выберут менее рискованный. Этот стереотип возник потому, что многие годы переговоры с нашей стороны вели только чиновники, которые не рисковали своей карьерой во имя «закромов Родины»: безопасность они предпочитали выгоде.
|
|
16. Уровень образования населения в Западной Европе в среднем выше, чем у нас, а в некоторых странах — существенно выше.
17. Значительная часть населения на Западе политикой не интересуется. В семьях обсуждаются прежде всего экономические вопросы: доходы-расходы, куда вложить свободные средства, курс акций и т.п.
18. Самые трудные партнеры по переговорам — японцы. Они очень въедливы, задают огромное количество вопросов, хорошо подготовлены, могут «замотать» партнеров. Но они же и самые перспективные. Ибо у них установка — не уходить без соглашения. Более подробно об этом рассказано в главе 11.