Понятие. история становления

Информационное право – совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с информацией.

За всю историю своего развития человечество пережило, по крайней мере, четыре технологические революции:

- "революцию материалов" (несколько тысяч лет назад) - люди научились обрабатывать объекты окружающего мира и получили возможность создавать инструменты;

- промышленную (примерно 300 лет назад), связанную с началом массового использования механизмов;

- энергетическую (начало XX в.);

- информационную (началась в последней трети XX в. и продолжается до сих пор). Первый ее этап был связан с развитием науки кибернетики и созданием на основе ее достижений информационных системы управления. Второй - с массовым внедрением персональных компьютеров. Третий - с развитием телекоммуникационных технологий, объединением персональных компьютеров в компьютерные сети, вначале локальные, а затем и глобальные: Internet, Fidonet и др.

Развитие информационных отношений (не только в сфере информационных технологий) в начале 90-х гг. XX в. повлекло за собой необходимость принятия значительного количества нормативных актов, направленных на их регулирование. Так, были приняты Федеральный закон от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, инф техн и защите информации" (в ред. от 10.01.2003 г.); Федеральный закон от 4 июля 1996 г. 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" (в ред. от 29.06.2004 г..); Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" (в ред. от 23.12.2003 г.); Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации" (в ред. от 21.07.2005) и др.

6)ип в системе Рп Информационное право как отрасль системы права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют деятельность субъектов права в информационной сфере (информационную деятельность). Внутри отрасли информационного права эти нормы группируются в подотрасли и правовые институты.

Структурно система информационного права подразделяется на две части — Общую и Особенную. В Общей части информационного права сосредоточиваются нормы, устанавливающие основные понятия, общие принципы, правовые формы и методы правового регулирования деятельности в информационной сфере (информационной деятельности). Особенная часть включает в себя отдельные институты информационного права, в которых сгруппированы близкие по смысловому содержанию информационные правовые нормы. Это две группы институтов. Институты, содержащие нормы, регулирующие общественные отношения по поводу обращения открытой, общедоступной информации (институт интеллектуальной собственности применительно к информационным объектам, институт массовой информации, институты библиотечного дела и архивного дела), и институты информации ограниченного доступа (институт государственной тайны, институт коммерческой тайны, институт персональных данных).

7) предмет,объект и методы Основным предметом правового регулирования информационного права выступают информационные отношения, то есть общественные отношения винформационной сфере, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации.[1]

В информационном праве используется вся совокупность способов регулирующего воздействия на информационные правоотношения, то есть как диспозитивное регулирование (свобода выбора, равенство сторон, децентрализация, координация), так и императивное регулирование (централизованное осуществление властных полномочий, строгая субординация).

Объектами исследования в правовой информатике выступают:
1) информация в правовой системе как объект особого рода. Изучаются мотивация, основания и цели создания и использования информации; особенности и юридические свойства информации; проблемы оценки количества и качества информации, роль информации в принятии юридических решений;
2) информационные процессы – процессы сбора, производства, распространения, преобразования, поиска, получения, передачи и потребления информации;
3) информационные системы, информационно-телекоммуникационные технологии и средства их обеспечения, в том числе АИС, базы и банки данных.

8) объекты К объектам информационных правоотношений относятся: информация персонального характера (персональные данные) — зафиксированная на материальном носителе информация о конкретном человеке, отождествленная с конкретным человеком или которая может быть отождествлена с конкретным человеком, позволяющая идентифицировать этого человека прямо или косвенно, в частности посредством ссылки на идентификационный номер или на один или несколько факторов, специфичных для его физической, психологической, ментальной, экономической, культурной или социальной античности.
К персональным данным относятся: биографические и опознавательные данные, личные характеристики, сведения о семейномположении, социальном положении, образовании, навыках, профессии, служебном положении, финансовом положении, состоянии здоровья и пр.

9)классификация инф отношений Выделяют следующие виды информационных правоотношений:

- регулятивные и охранительные;

- материальные и процессуальные;

- абсолютные и относительные;

- активные и пассивные;

Регулятивные правоотношения связаны с волевой деятельностью по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации. Например, доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам.

Охранительные правоотношения возникают в связи с совершением правонарушения в информационной сфере. Например, когда возникают незаконные ограничения прав средств массовой информации.

Материальные складываются по поводу реализации прав и обязанностей субъектов данных отношений. Например, в результате реализации права гражданина или организации на опровержение, не соответствующих действительности и, порочащих их честь и достоинство сведений.

Процессуальные складываются по поводу процедуры их возникновения, изменения и прекращения. Например, при оформлении граждан на допуск к сведениям особой важности.

Непосредственно информационные типы правоотношений складываются при поиске, сборе, производстве, обработке, оформлении, накоплении, хранении, распространении, использовании и потреблении информации. Видами информационных правоотношений являются правоотношения, возникающие по поводу устной, изобразительной, графической, печатной и радиоэлектронной информации.

10) Информационно-правовая норма- это установленное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав, обязанностей субъектами и осуществлением информационных процессов при обращении информации. Перед нормами информационного права стоят следующие задачи: 1.упорядочивание различных элементов информационной сферы; 2. классификация объектов; 3. регламентация процессов. Нормы пользуются государственной защитой. Классификация информационно-правовых норм: 1)материальные, которые закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность; 2) процессуальные, которые регулируют динамику организации и обеспечения процессов обращения информации. По методам воздействия на субъектов: 1) уполномачивающие (дозволительные); 2)обязывающие; 3)запрещающие. По форме предписания: 1) диспозитивные; 2) рекомендательные; 3) императивные. По пределу действия: 1)международные; 2)общероссийские (федеральные); 3) региональные; 4) местные; 5)локальные. По субъектам: 1) индивидуальные; 2) коллективные. Структура информационно-правовых норм. Информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов-участников этих правоотношений. Основу информационно-правовой нормы составляет диспозиция, которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности. Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения это может быть гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.

11)Инф как объект гп отношений.особенности Новым объектом гражданских прав является информация (ст. 139 ГК РФ).

В широком смысле под информацией понимается совокупность определенных сведений и данных об окружающем мире. Однако гражданско-правовому регулированию подлежит не всякая информация, а лишь та, которая обладает действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности ее третьим лицам и отсутствия свободного доступа к ней на законных основаниях и владелец которой принимает меры к сохранению ее конфиденциальности. Таким образом, Гражданский кодекс предусматривает защиту заинтересованных лиц от разглашения принадлежащей им информации без соответствующего разрешения.

Гражданское право охраняет информацию, представляющую собой служебную или коммерческую тайну, поэтому разглашение ее против воли предпринимателя влечет за собой для лиц, допустивших ее разглашение, а также незаконными методами получивших ее, обязанность возместить причиненные этим убытки.

К нематериальным благам как объектам гражданских прав относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и достоинство, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства. Этот перечень нематериальных благ не является исчерпывающим, гражданину могут принадлежать и иные нематериальные блага в силу закона или рождения.

12) Институт интеллектуальной собственности является основой правового регулирования информационных отношений, возникающих мри производстве, передаче, распространении и потреблении информации, создаваемой в порядке осуществления свободы мысли и слона свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также информации, созданной в результате иной интеллектуальной деятельности.
Институт интеллектуальной собственности в системе информационного права обеспечивает реализацию предписания основной конституционной информационной нормы: «Каждый имеет право свободно...производить и распространять информацию любым законным способом» (ст. 29). Кроме того, этот институт развивает также предписания и других информационных правовых норм Конституции РФ.
«Статья 29 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Эта норма означает свободу излагать устно и письменно любую информацию, не ограниченную законом.
«Статья 29 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений или убеждений или отказу от них». Эта норма подтверждает и гарантирует свободу производства и распространения информации без насилия и давления посторонних лиц.
«Статья 44 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом».

13) правовая защита программ для ЭВМ И баз данных Авторско-правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных, как объектов промышленной собственности, в РФ обеспечивается двумя законами: Законом РФ от 23.09.92г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и общим законом, посвященному авторскому праву («Закон об авторском праве и смежных правах»).

Авторское право на программу для ЭВМ или базу данных возникает в силу ее создания. Для признания и осуществления авторского права на программы для ЭВМ и базы данных не требуется депонирования, регистрации и соблюдения иных формальностей. Сам факт создания программы для ЭВМ и БД в объективной форме является основанием возникновения авторского права на эти объекты. Поэтому предусмотренная Законом «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» их индивидуальная регистрация не является правообразующей и носит исключительно факультативных характер.

Правообладатель всех имущественных прав на программу для ЭВМ или базу данных в течение срока действия авторского права по своему желанию может зарегистрировать их в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (бывшем федеральном институте промышленной собственности).

14) Субъекты информационного права – физические и юридические лица, а также органы государственной власти и местного самоуправления, которые являются участниками публично-правовых и гражданско-правовых отношений в информационной сфере.

Основные категории субъектов информационного права:

· ● производители информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг, а также информационных систем, технологий и средств их обеспечения;

· ● обладатели информации, информационных ресурсов, информационных продуктов;

· ● потребители информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг.

Обладатель информации – лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам (ст. 2 Федерального закона N 149-ФЗ)

Особая группа субъектов информационного права:

а) физические и юридические лица, профессионально занимающиеся сбором и обработкой информации (например, частные детективы, действующие как предприниматели без образования юридического лица);

15) Под принципами информационного права будем понимать основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни, проявляющиеся в информационной сфере. Принципы информационного права позволяют формировать это право как самостоятельную отрасль и в этой связи являются системообразующими.

Принципы информационного права базируются на:

Конституции РФ;

федеральных законах и других нормативных актах.

Принципы, базирующиеся на Конституции РФ, – общеправовые, а все остальные – специальные.

Выделяют следующие общеправовые принципы.

1. Принцип приоритетности прав.

В информационном праве возможен как приоритет прав личности (ст. 2 Конституции РФ), так и приоритет прав государства, например при столкновении интересов государства и личности в правоотношениях, когда требуется установить пределы осуществления права на тайну государства и тайну отдельно взятой личности.

2. Принцип законности.

3. Принцип ответственности (за нарушение прав и обязанностей).

Специальные принципы делят на две категории:

принципы, обеспечивающиеся Конституцией РФ, но имеющие свою специфику в информационном праве;

принципы, которые формулируются на основе свойств информации.

Принципы, обеспечивающиеся Конституцией РФ, но имеющие свою специфику в информационном праве:

1) принцип свободного производства, распределения, доступа к информации;

2) принцип запрещения производства и распространения информации вредной и опасной для развития личности, общества и государства. Он реализуется через нормы безопасности государства.

16) источники системаИнформационное законодательство - это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в информационной сфере. Формирование законодательства в области информационного права в Российской Федерации (РФ) началось, в основном, со времени появления «Концепции правовой информатизации России», утвержденной Указом Президента РФ от 28.06.93 г. № 966. В основе информационного законодательства находится свобода информации и запретительный принцип права (все, что не запрещено законом - разрешено). Это закреплено в основных международных и российских правовых документах, например, в ст. 3 Всеобщей декларация прав человека от 10.12.48 г. и в ст. 29 Конституции РФ, принятой 12.12.93 г. В целях реализации этих прав и свобод принимаемые законодательные акты устанавливают гарантии, обязанности, механизмы защиты и ответственность. Структура информационного законодательства [4] строится исходя из принципа «верховенства закона».

17)конституц основы инф законодательства Часть 2 ст. 24 Конституции РФ закрепляет общее право доступа каждого к информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Этому праву корреспондирует общая обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, располагающих такого рода информацией, ее предоставлять по соответствующим запросам. Возможные исключения из этого общего правила должны обязательно иметь форму закона.

Основа права на доступ к информации содержится в ст. 29 Конституции РФ: "Статья 29 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом".

Право на свободный поиск информации предоставляет человеку и гражданину юридически обеспеченную возможность производить любые, не запрещенные законом действия, направленные на поиск и консолидацию информации, осуществляя правомерный запрос в органы государственной власти, архивы, информационные службы, справочные и иные организации.

18)проблемы правового регулирования отношений в условиях инф общества Первые правовые акты по регулированию проблем, относящихся к охране прав собственности на информацию, появились задолго до появления первых признаков информационного общества, еще в XIX в. Охрана авторских прав и регулирование патентных отношений были первыми шагами на этом пути. В современной России соответствующие вопросы регламентируются Законом «Об авторском праве и смежных правах», принятым в 1993 г. Тем не менее, уже на раннем этапе продвижения к информационному обществу проблемы правового информационного регулирования значительно обострились. С одной стороны, каждая страна идет в этом направлении своим путем; с другой – правительствами и международными организациями прилагаются усилия по созданию в этой сфере международных всеми признанных правил. Юридические вопросы, возникающие в информационной сфере, столь сложны и запутанны, что гармоничного законодательства, решающего все соответствующие проблемы, нет ни в одной стране мира.

20) Электронный документ - это информация в электронной форме, которая:

· пригодна для восприятия человеком;

· может передаваться по телекоммуникационным каналам связи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: