Факторы можно разделить на 2 группы:
1. Общехозяйственные:
1) размеры производства и потребления,
2) структура производства продукции, в том числе номенклатура выпускаемой продукции, определяющая тип подвижного состава и ритмичность его работы,
3) размещение производительных сил,
4) межрайонные связи - прочные связи между производителями и потребителями продукции ведут к снижению объемов перевозок и грузооборота и как следствие к снижению издержек производства,
5) специализация и кооперирование,
6) организация снабжения и сбыта, где основное внимание уделяется состоянию запасов товарно-материальных ценностей, которое (состояние) определяет срочность доставки грузов,
7) степень переработки и качества продукции.
2. Специфические:
1) система организации транспортного процесса, в том числе качество планирования перевозок, условия эксплуатационной работы, сезонность и ритмичность работы,
2) развитие путей сообщения, в том числе их размещение, пропускная и провозная способность,
3) распределение перевозок по видам транспорта. При сравнении вариантов перевозок различными видами транспорта основными рассматриваемыми факторами являются: себестоимость перевозок, капитальные вложения, скорости движения и скорости доставки.
Размеры производства и потребления и его структура (факторы 1 и 2) оказывают преимущественное влияние на объем перевозок и грузооборот, но эта зависимость не прямо пропорциональна, так как сказывается влияние размещения производительных сил, т.е. фактор 3. А также размещение производства по отношению к источникам сырья, топлива и районов потребления готовой продукции.
При определении перспективной потребности в грузовых перевозках учитывается ТЭБ региона.
Рассчитываются коэффициенты перевозимости - характеризует долю перевозимой продукции в объеме производства и определяется делением количества перевозимых грузов к объему производства или добычи продукции.
Основная номенклатура грузов: