Тема 1 «Предмет, метод и основные понятия статистики»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«СТАТИСТИКА»

Направление подготовки 38.05.01 «Экономическая безопасность»»

Специализация «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»

Квалификация специалист

Форма обучения

очная, заочная (ускоренная) форма обучения

Ростов-на-Дону – 2015


Программа дисциплины «Статистика»

Тема 1 «Предмет, метод и основные понятия статистики»

(16 часов, 0,44 ЗЕТ)

Понятие статистики и его содержание. Предмет статистики. Методы статистики. Основной прием статистики. Задачи статистики: общие и частные. Основные категории (понятия) статистики: сущность и содержание. Применение в экономическом анализе.

Организация статистического учета. Органы статистики: структура, функции и задачи. Место и роль статистического учета в управлении социальными и экономическими процессами в современных условиях.

Классификация источников статистической информации. Особенности получения статистической информации в условиях рыночной экономики.

Классификация статистической информации. Основные классификации, применяемые в статистике. Действующие российские и международные классификации и их значение.

Общее понятие о классификациях, классификаторах, группировках и номенклатуре. Методы классификации. Применение классификаторов.

Перечень вопросов, выносимых на лекционное занятие (2 часа):

1. Предмет, метод и задачи статистики.

2. Основные категории и понятия статистики.

3. Развитие государственной статистики РФ: этапы, цели и задачи, проблемы и пути решения.

Краткий конспект лекции:

Предметом изучения статистики как общественной науки является количественная сторона массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с качественной стороной. Всегда необходимо помнить, что статистика изучает не просто количество, а количество определенного качества в конкретных условиях места и времени.

Изучая массовые социально-экономические явления и процессы, статистика использует свой специфический метод. Процесс статистического исследования условно можно разделить на следующие этапы: наблюдение, сводка и группировка результатов статистического наблюдения, получение обобщающих статистических показателей и их анализ.

Статистическое наблюдение является первым этапом любого статистического исследования: разрабатывается гипотеза исследования, проводится сбор первичной статистической информации в соответствии с научно обоснованными правилами его организации.

Сводка и группировка результатов наблюдения — второй этап статистического исследования, на котором происходит систематизация собранной первичной информации.

Расчет обобщающих аналитических показателей предполагает получение целого комплекса статистических показателей, позволяющих проанализировать уровень и структуру явлений, закономерности в их развитии, взаимосвязи между явлениями, их соотношения, построить модели для прогнозных целей. Все расчеты на этапе статистического анализа сопровождаются интерпретацией получаемых результатов (иначе нет смысла в проведении исследования).

Используемые в процессе статистического наблюдения приемы являются едиными для всех статистических исследований — будь это статистика торговли, банковская статистика или статистика туризма, — меняется лишь объект исследования, но предмет изучения и применяемые методы остаются неизменными.

Из сказанного вытекает, что к задачам статистического исследования относится:

· получение обобщающих характеристик исследуемой статистической совокупности, таких, как объемы показателей, их соотношения, средние значения, характеристики вариации, другие расчетные показатели;

· выявление связи между признаками;

· изучение закономерностей развития явлений во времени и в пространстве;

· исследование изменений в структуре явлений;

· моделирование и прогнозирование развития социально-экономических явлений и процессов.

К основным терминам статистики, которыми наиболее часто оперируют, относятся: статистическая совокупность, единица статистической совокупности, признак и варианты, вариация, статистический показатель, система статистических показателей, статистическая закономерность.

· Статистическая совокупность — это множество единиц массового социально-экономического явления, однородных с точки зрения их качественной сути и объединенных на основе общих признаков, изучение которых является целью статистического исследования. Например, это может быть совокупность предприятий, совокупность коммерческих банков, бирж, совокупность служащих в страховых компаниях и т. д.

· Единица статистической совокупности — это единичный случай проявления массового общественного явления, входящий в качестве отдельного элемента в статистическую совокупность и несущий информацию о тех признаках, которые изучаются в ходе исследования. Например, при изучении малого бизнеса единицей исследуемой совокупности может быть малое предприятие промышленности России. При этом одно и то же малое предприятие может быть единицей и других совокупностей — совокупности малых предприятий Москвы или совокупности всех промышленных предприятий.

· Признак — это свойство изучаемого явления, наблюдаемое у единиц статистической совокупности. Признаки бывают количественными, атрибутивными и альтернативными. К количественным признакам можно отнести рентабельность, прибыль, объем производственных фондов, число работающих и т. д., иными словами, те признаки, которые имеют количественное выражение. Значения атрибутивных признаков имеют не количественное, а качественное выражение: образование (высшее, незаконченное высшее, среднее, среднее специальное), форма собственности (государственная, муниципальная, частная). К альтернативным относятся признаки, которые могут принимать только два значения: пол (мужской, женский), отношение объекта к факту страхования (застрахован, не застрахован) и т. д. Другой тип альтернативных признаков получается, когда задается некоторое значение количественного признака и совокупность единиц разбивается на две группы: единицы, имеющие значение признака меньше заданного, и единицы, имеющие значение признака больше или равное заданному. Например, при изучении коммерческих банков признак «уставный капитал» можно сделать альтернативным: размер уставного капитала 10 млрд руб. и выше, менее 10 млрд руб. (по принципу «да — нет»).

· Варианты — значения, которые может принимать признак.

· Вариация — изменение значений признака при переходе от одной единицы наблюдения к другой. Если бы не было вариации значений признака, не было бы статистики, именно изучение вариации — одна из основных целей статистического исследования.

· Статистический показатель — это количественная характеристика свойства изучаемого явления, относящаяся к конкретным условиям места и времени. Статистические показатели могут быть индивидуальными (например, прибыль предприятия «Сибирь» в 2006 г. составила 120 млн руб.), итоговыми (общая прибыль по исследуемой совокупности предприятий в 2006 г. равна 1430 млн руб.), аналитическими или расчетными (например, средние или относительные величины).

· Система статистических показателей — совокупность статистических показателей, взаимосвязанных единой целью статистического исследования.

· Системы статистических показателей создаются для того, чтобы охарактеризовать явление общественной жизни с разных сторон, дать ему комплексную оценку. Например, система показателей банков региона включает следующие основные показатели: количество банковских учреждений в регионе; среднее количество филиалов, созданных одним банком; абсолютную величину банковских активов; уровень инфляции; величину реальных активов; объем кредитных вложений; доля кредитов в активах и др.

· Статистическая закономерность — это общая, повторяющаяся черта в характере изменений значений признака у большинства единиц статистической совокупности. Так, увеличение прибыли в результате роста затрат на рекламу свойственно большинству предприятий; с ростом чистых активов увеличивается объем кредитных вложений у большинства коммерческих банков и т. д.

Именно для того, чтобы установить закономерность в развитии явления, требуется большое количество наблюдений в соответствии с действием закона больших чисел (массовое наблюдение). На формирование значений показателя у отдельной единицы наблюдения оказывают влияние закономерные и случайные факторы. Однотипные причины, действующие на все единицы наблюдения, создают закономерность, причины, воздействующие не на все единицы наблюдения, образуют случайность.

История показывает, что организация статистической работы в стране зависит от многих факторов политического, экономического и социального характера. Государственная статистика призвана решать те задачи, которые ставит перед ней общество на том или ином этапе своего развития. Возможности и способы их решения определяются экономической ситуацией в стране, имеющимися финансовыми и материальными ресурсами, наличием квалифицированных кадров. Значительные изменения в экономической и социальной жизни нашего общества в последние годы, переход к рыночным отношениям привели к кардинальному изменению системы учета и статистики в стране, методов сбора и обработки, характера и объема собираемой статистической информации.

Государственная статистика представляет собой двухуровневую систему. Во главе ее находится Федеральная служба государственной статистики Росстат (с марта 2004 г., до этого — Госкомстат России). Второй уровень организаций представлен органами государственной статистики субъектов Российской Федерации и статистическими структурами муниципального звена. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) включает в себя ряд подведомственных организаций: Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации, НИИ проблем социально-экономической статистики, Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информации и др.

Федеральная служба государственной статистики осуществляет руководство статистикой, учетом и отчетностью во всех отраслях экономики страны. Она ежегодно разрабатывает план статистических работ, выполняемых органами государственной статистики и другими федеральными органами исполнительной власти. На Росстат возложена и методологическая функция: официальная статистическая методология, утверждаемая Федеральной службой государственной статистики, является обязательной при проведении государственных статистических наблюдений для всех органов исполнительной власти, юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Центральной задачей государственной статистики является получение объективной, систематизированной и аналитической информации о социально-экономическом и демографическом положении страны и обеспечение ею органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, средств массовой информации, компаний, организаций, граждан. Для выполнения этой задачи государственной статистикой используются различные способы и виды статистического наблюдения. Часть информации собирается на регулярной основе на основании отчетности. Но такой подход не удовлетворяет полностью потребность в информации, необходимой для управления экономикой и социальной сферой. В связи с этим возникает задача, связанная с получением недостающей информации с помощью проведения специальных обследований. Например, в 2006 г. проведена сельскохозяйственная перепись, результаты которой позволят обосновать стратегию развития этой отрасли, в 2002 и 2010 гг. проведена Всероссийская перепись населения.

Информация о состоянии и развитии экономических и социальных явлений и процессов необходима органам государственной власти для принятия эффективных управленческих решений. Обеспечивая информацией других пользователей, статистика способствует развитию бизнеса, науки, позволяет общественным организациям вместе с органами власти решать сложные вопросы, например, касающиеся охраны окружающей среды, обеспечения малоимущих граждан и другие. При этом статистика не ограничивается только характеристикой количественной стороны общественных явлений и процессов с помощью системы показателей и представлением их числовых значений пользователям. В задачи статистики входит формулирование выводов о причинах, обусловивших те или иные особенности исследуемых явлений, их соотношения и пропорции.

Кроме государственной статистики в стране существует и ведомственная статистика, в задачи которой входит сбор и анализ информации для осуществления оперативного руководства предприятиями и ведомствами, планирования их деятельности. Значение ведомственной статистики в условиях рыночной экономики и полной ответственности предприятий за результаты своей деятельности существенно возросло. Для глубокого анализа экономических процессов, происходящих в рамках фирм, корпораций необходима достоверная и полная информация. Она позволяет выявить внутрипроизводственные резервы, наметить пути улучшения использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов, что в конечном счете приводит к повышению эффективности деятельности организаций и экономики в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: