Особенности банкротства градообразующих организаций

Проблема признания банкротами крупных предприятий становится все более актуальной. В силу сложившихся обстоятельств вокруг какого-либо крупного производства (например, золотодобывающего предприятия, электростанции, шахты и др.) образуются населенные пункты, большинство жителей которых трудоустроены, как правило, в единственной организации. Актуальность этой проблемы связана, во-первых, с тем, что крупных предприятий, с деятельностью которых связано значительное количество людей в России очень много, во-вторых, с тем, что некоторая их часть является нерентабельной, поскольку само их появление было следствием экстенсивного пути развития экономики. При этом многие предприятия-гиганты действовали в течение нескольких десятилетий без какой-либо модернизации (зачастую, на протяжении всего этого времени являясь убыточными), что, естественно, делает маловероятной возможность их функционирования в условиях рыночной экономики. С этой точки зрения логично было бы признать целесообразность объявления банкротами и ликвидации предприятий, не способных рентабельно функционировать (такой позиции совершенно справедливо придерживается закон «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении большинства юридических лиц). Для определенных категорий крупных юридических лиц действующий закон делает исключение, устанавливая особые правила производства по делу об их несостоятельности. Это связано, прежде всего, с решением важнейшей социальной проблемы - проблемы трудоустройства.

Понятие «градообразующая организация» как таковое отсутствует в терминологии законодательств других стран, в связи с чем отсутствуют и какие-либо особенности признания несостоятельными должников, которые по российскому законодательству могут быть отнесены к градообразующим. Специальные правовые акты Германии (в частности, Положение о несостоятельности, вступившее в силу с 01.01.1999 года) выделяют некоторые особые виды производства по делу о несостоятельности, но банкротство градообразующих должников к ним не относится.

Градообразующими организациями являются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее 25% численности населения соответствующего населенного пункта или 5 тыс. человек для крупных городов.

Определяя особенности банкротства градообразующих организаций, Закон учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления. В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Арбитражный суд при решении вопроса о введении внешнего управления обладает более широкими полномочиями в отношении градообразующих организаций по сравнению с обычными юридическими лицами. Суд может принять решение о введении внешнего управления в отношении градообразующего должника под поручительство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или субъекта муниципального образования в лице их уполномоченных органов.

Кроме того, поручители определяют требования к кандидатуре внешнего управляющего, которые они направляют в саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

По решению арбитражного суда процедуры финансового оздоровления и внешнего управления градообразующей организации могут быть продлены при наличии ходатайства от поручителей, но не более чем на год.

План финансового оздоровления может включать как обычные условия плана внешнего управления об инвестициях в деятельность должника, перепрофилировании производства, изменении структуры производства и (или) управления, продаже имущества должника и т.д., так и условия социального характера, причем последние имеют решающее значение при оценке судом необходимости продления внешнего управления имуществом градообразующего должника.

Социальными условиями могут являться мероприятия по трудоустройству работников должника, созданию новых рабочих мест, переобучению персонала, повышению квалификации работников, обучению руководящего персонала стратегии маркетинга и т.д. Все эти меры должны быть направлены на то, чтобы работники должника смогли существовать как в случае ликвидации предприятия, так и в случае его существенного перепрофилирования.

В случае невозможности восстановления платежеспособности градообразующей организации и ее финансового оздоровления, осуществляется ее продажа на торгах. По всем долгам расплачиваются поручители.

Продажа градообразующей организации при наличии ходатайства со стороны местного органа самоуправления, или исполнительного органа Российской Федерации, или субъекта Российской Федерации осуществляется с определенными условиями: сохранение рабочих мест не менее чем 50% работников предприятия на срок до 3-х лет или другие с согласия собрания кредиторов.

Если предприятие не удается продать при таких условиях, то продажа имущества градообразующей организации осуществляется на общих основаниях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: