Оглавление
Предисловие………………………………………………………………... | ||
Введение…………………………………………..………..….………… | ||
Раздел I Философия и ее история ………………………..…………......…..……. Глава 1 Философия, круг ее проблем и роль в жизни общества ………....….... | ||
1.1. Основные функции философии………………………..……..……. | ||
1.2. Методологические принципы философии……………….…..…… | ||
Вопросы для самоконтроля…………………………………..……..….. | ||
Глава 2 Исторические типы философии............................................................. | ||
2.1. Философия Древнего Востока……………………………...……… | ||
2.2. Античная философия………………………………………….……. | ||
2.3. Средневековая философия……………………………..………..… | ||
2.4. Философия Возрождения, ее антропоцентрический характер…... | ||
2.4.1. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности…….... | ||
2.4.2. Философия Н. Кузанского…………………………………….… | ||
2.4.3. Философия Д. Бруно………………………………………….….. | ||
2.4.4. Основные идеи философии Возрождения…………………….... | ||
2.5. Философия Нового времени…………………………………….… | ||
2.6. Классическая немецкая философия…………………………….… | ||
2.6.1. Философские позиции И. Канта…………………………………. | ||
2.7 Марксистская философия……………………………………….…. | ||
2.8. Русская философия XIX – начала XX вв…………………….….... | ||
Вопросы для самоконтроля…………………………………………..… | ||
Раздел II Философское понимание мира................................................................. Глава 3 Бытие и материя. Их взаимосвязь. Сознание ………..…………….… | ||
Вопросы для самоконтроля………….………………………………… | ||
Глава 4 Диалектика и ее альтернативы............................................................ | ||
4.1.Основные законы диалектики……………………………………. | ||
4.1.1 Закон перехода количественных изменений в качественные…………………………………………………… | ||
4.1.2Закон единства и борьбы противоположностей……………….. | ||
4.1.3 Закон отрицания отрицания……….…………………………….. | ||
Вопросы для самоконтроля…………….……………………………… | ||
Глава 5 Природа как предмет философского осмысления …………………... | ||
Вопросы для самоконтроля…………….……………………………… | ||
Глава 6 Общество: основы философского анализа …..…………......………… | ||
Вопросы для самоконтроля………….….……………………………… | ||
Глава 7 Проблема человека в философии............................................................. | ||
Вопросы для самоконтроля……………..……………………………… | ||
Заключение…………………………………..………………………….. | ||
Библиографический список…………………….………..…………... | ||
Приложение………………………………………………………….…..…. Рабочая учебная программа по курсу………………………………… |
_____________________________________
|
|
|
|
Предисловие
Диномизм социально-экономических процессов предъявляет новые требования к духовному развитию специалистов, их профессиональной подготовке. Все это предполагает необходимость философского образования, так как философское знание дает импульс развитию человеческого ума, познанию самого себя и окружающего мира, правильному ориентированию в этом мире.
Предполагаемое учебно-методическое пособие преследует цель оказать помощь студентам при изучении теоретической и исторической частей философии как учебной дисциплины, что поможет изучающим философию готовиться к практическим занятиям на основе самостоятельной работы. Такой подход к изучению философии будет способствовать воспитанию культуры мышления и действия, умению стратегически мыслить и сочетать стратегию творческого мышления с творческим отношением к действительности.
Структура учебного пособия обусловлена требованиями государственного образовательного стандарта по философии.
_____________________________________
Введение
В условиях становления и развития информационного общества происходит возрастание духовного фактора, в том числе возрастание роли философии, что и определяет ее социальную значимость.
Философия, как квинтэссенция эпохи, центр духовной культуры, помогает создавать в обществе гуманистическую систему координат, указывает на систему ценностей, укрепляет веру в разум.
Философия, как школа мысли, начинается там, где кончается стереотипное, догматическое мышление. Философия внутренне присуща каждому и как только человек начинает задумываться над вопросами «зачем?», «в чем смысл?» он начинает искать ответы на философские вопросы. И. Кант сформулировал основные философские вопросы: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?», «что такое человек?». Однако это только начало и последовательная аргументация, методы, владение философскими категориями дано не сразу, а предполагает напряженную работу. Поэтому велико значение формирования философской культуры студентов в ходе занятий и в процессе самостоятельной работы студентов при изучении философии.
Существует множество различных определений философии. В частности, ее определяют как форму общественного сознания, направленную на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека и исследующую вытекающие отсюда познавательные, ценностные, этические и эстетические отношения человека к миру. Предмет философии – отношение «человек – мир», взятое в разнообразных ракурсах. А поскольку и мир, и человек изменяются, понимание предмета философии всегда конкретно-исторично. Можно определить философию и как теорию развития, и как учение об общих принципах бытия и познания, и как систему рационального понимания мира.