Процесс психологического консультирования

Применение медицинской модели идентификации проблем в современном психологическом консультировании едва ли оправдано. Между отдельными школами психологического консультирования и психотерапии существуют довольно явные противоречия в отношении диагностики. Представители разных теоретических ориентаций, как правило, выносят на первый план аспекты затруднений клиента. Например, аналитически ориентированный консультант большее внимание уделяет психодинамике, бихевиорист – внешним поведенческим проявлениям, а представитель экзистенциальной терапии – субъективному миру.

Противники диагностического подхода, особенно психологи экзистенциально-гуманистического направления, полагают, что диагноз в консультировании не только не обязателен, но даже вреден, поскольку:

– диагноз обычно выражает экспертный взгляд консультанта со стороны на поведение и переживания клиента без принятия во внимание субъективного значения событий;

– диагноз игнорирует сложность человека.

По мнению К.Роджерса, большинство диагнозов упрощают поведение и субъективный мир; кроме того, происходит ориентация не на индивидуальность, а на сходство между людьми, и тем самым игнорируются потенциальные возможности каждого человека и отдается предпочтение стереотипизации. Большинство клиентов, с которыми имеет дело консультант, нельзя причислить ни к одной диагностической категории. Клиенты нуждаются не в классификации, а в помощи, чтобы восстановить способность преодолевать свои проблемы. Кроме того диагноз сужает поле зрения консультанта по отношению к клиенту, мешает ориентироваться на потенциальные возможности человека, на рост его личности. Когда психологические проблемы, за которые клиент обязан принять на себя ответственность, превращаются в диагнозы, клиент, по сути, освобождается от ответственности за свои действия, превращается в пациента.

Еще одна опасность, связанная с диагностикой, возникает, когда в консультировании мы сталкиваемся с представителями разных культур, потому что нормой обычно считаются доминирующие культурные стереотипы. Так, клиенты азиатского происхождения в американской среде могут оцениваться как сильно заторможенные, поскольку они не любят раскрываться, проявляют неуверенность и эмоциональную сдержанность [35].

Тем не менее консультант может разобраться в причинах возникновения у клиента проблем только в контексте достаточно полной информации о нем. Эта информация составляет содержание психологического анамнеза. Однако невозможно собрать всю нужную информацию о клиенте за одну встречу, поэтому в процессе всего консультирования следует дополнять «портрет» личности клиента новыми деталями. Собирание анамнеза начинается с рассказа клиента о себе и своих проблемах. Дополнительная информация может быть получена из наблюдения за поведением клиента и других материалов (сны, рисунки, сочинения).

Необходимость психологического анамнеза не вызывает принципиальных возражений, хотя представители экзистенциальной ориентации больше исследуют современную жизненную ситуацию и не требуют от клиента столь детальных сведений о себе, как, например, психоаналитики. Схема сбора психологического анамнеза включает три основных блока информации о клиенте:

1. Демографическая информация:

– возраст клиента;

– семейное положение;

– профессия;

– образование.

2. Актуальные проблемы и нарушения:

– возникновение, развитие и продолжительность затруднений;

– события в жизни, обусловленные возникновением и наличием неразрешенных проблем;

– возраст, в котором возникла проблема;

– изменение отношений личности (особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные проблемной ситуацией;

– непосредственная причина обращения клиента;

– предшествующие попытки разрешения проблем (самостоятельно или с помощью других специалистов) и результаты;

– употребление лекарств;

– семейный анамнез (особенно психические болезни, алкоголизм, наркомания, самоубийства).

3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения):

– детство (братья и сестры, основные воспитатели, отношения в семье);

– дошкольный период (значительные события в семье, первые воспоминания);

– средний детский возраст (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе);

– отрочество и юность (отношения с ровесниками, лицами другого пола, родителями, успехи и неудачи в школе, идеалы и устремления);

– взрослый возраст (социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких людей, возрастные изменения, употребление алкоголя, наркотиков, психологические и экзистенциальные кризисы, планы на будущее).

Объем информации зависит от конкретного случая и диктуется критериями разумной необходимости.

Следует иметь в виду, что консультант собственным влиянием может спровоцировать ложную информацию, если он выделяет в рассказе клиента ожидаемое или желаемое, но не замечает нежелательное. С другой стороны, если излишне формализовать и структурировать сбор информации, то можно не увидеть уникальность клиента, и беседа станет похожей на анкетирование или тестирование.

Вопрос о тестировании противоречив и является предметом таких же дискуссий, как и проблема постановки диагноза. Точка зрения представителей экзистенциальной и роджерсовской ориентации на тестирование соответствует их взглядам на диагностику. Тестирование, по их мнению, инструмент внешнего понимания и не способствует успешному консультированию. Представители более умеренных взглядов считают, что использование тестов в процессе консультирования позволяют получить больше информации о клиенте и предоставить дополнительную информацию самому клиенту, чтобы тот смог принимать более реалистичные решения. Brammer и Shostrom [35] являются сторонниками активной роли клиентов в тестировании и приглашают их участвовать в выборе тестов. Они внедряют в практику следующие положения:

– клиент и консультант во время беседы решают, какая информация, доступная с помощью тестов, может оказаться необходимой при решении проблем клиента;

– консультант знакомит клиента с разными типами тестов;

– консультант рекомендует клиенту тесты, которые помогут получить искомую информацию, и указывает на бесполезные в данном случае тесты;

– консультант дает возможность клиенту высказать свои сомнения и отрицательные чувства по отношению к отобранным тестам; сомнения и чувства обсуждаются совместно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: