Асинхронные электродвигатели предназначены для преобразования электрической энергии переменного тока в механическую. В зависимости от системы переменного тока асинхронные электродвигатели выполняются трехфазными и однофазными.
При подаче к трехфазной обмотке статора асинхронного двигателя трехфазного напряжения возникает результирующий вращающийся магнитный поток. Этот поток вращается в пространстве с частотой вращения, равной синхронной, которая находится в строгой зависимости от частоты подводимого напряжения и числа пар полюсов
двигателя:
.
Каждый асинхронный электродвигатель характеризуется своими номинальными данными, на которые он рассчитан. Основные технические данные электродвигателя указаны в их паспортах и каталогах.
Одной из важнейших величин, характеризующих работу асинхронного двигателя, является скольжение ротора, под которым понимается отношение: , где
– частота вращения ротора двигателя, об/мин; или в относительных единицах:
.
От величины относительной угловой частоты вращения и магнитного потока
зависит величина ЭДС
, индуцируемой в обмотке ротора, а следовательно, ток
ротора и его частота:
|
|
.
Распределение потока энергии, потребляемой асинхронным электродвигателем из сети, соответствует энергетической диаграмме, которая представляет полную структуру всех составляющих мощностей и потерь мощности, возникающих при работе в асинхронном электродвигателе. Активная мощность, подводимая к электродвигателю из сети:
.
Зависимости момента M, развиваемого двигателем, потребляемой мощности , коэффициента мощности
, КПД
, скольжения ротора
и тока статора
, потребляемого двигателем из сети, от полезной мощности, т. е. мощности на валу двигателя
, являются рабочими характеристиками асинхронного двигателя. При этом зависимость
определяется выражением:
, кГм или
, Н·м.
Зависимость , т. е. зависимость коэффициента мощности асинхронного двигателя от мощности на валу, находят из выражения
.
Значение коэффициента мощности для нормальных асинхронных электродвигателей средней мощности при номинальной нагрузке .
Зависимость КПД асинхронного двигателя от нагрузки определяется отношением:
,
где – активная мощность, потребляемая электродвигателем из питающей сети;
– суммарные потери мощности в двигателе.
Мощность на валу определяется:
,
,
,
где можно определить из формул
или
.
Пусковой ток асинхронных электродвигателей в 5 – 10 раз превышает номинальный ток: . Пусковой момент составляет 0,9 – 1,8 от номинального значения момента:
.
Асинхронный электродвигатель с фазным ротором пускается в ход с помощью пускового реостата, включенного последовательно с обмоткой ротора.
|
|
Критическое скольжение определить по формуле:
.
Полное , активное
, индуктивное
сопротивления короткого замыкания рассчитываются исходя из принятого
по формулам:
;
;
;
;
.
Координаты естественной механической характеристики асинхронного двигателя для различных значений скольжений ротора рассчитывают по формулам:
и
.
Результаты расчетов необходимо свести в табл. 11.2 и построить механическую характеристику, примерный вид которой приведен на рис. 11.1.
Таблица 11.2
Параметры для построения механической характеристики
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | |||
0,4 | |||
0,5 | |||
0,6 | |||
0,7 | |||
0,8 | |||
0,9 | |||
1,0 |
Под пусковой диаграммой понимают совокупность двух или более искусственных механических характеристик, которые используются при пуске асинхронного двигателя в пределах от до
(рис. 11.2). Пусковая диаграмма строится в предположении, что рабочий участок механических характеристик близок к линейному.
При построении пусковой диаграммы предельный момент не может быть больше критического и обычно принимается
, а момент переключения
должен составлять
.
Число ступеней пусковой диаграммы m (оно равно числу искусственных характеристик) и значения моментов и
связаны между собой соотношением:
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() |
Рис. 11.1. Механическая характеристика асинхронного двигателя |
После этого определяется отношение и величины сопротивлений по ступеням:
,
,
,
,
где – сопротивление обмотки ротора;
– напряжение ротора, В;
– ток ротора, А;
и
берутся из табл. 11.3.
Таблица 11.3
Технические данные двигателей серии 4А с фазным ротором
Вариант | Типоразмер двигателя | Ток ротора, А | Напряжение ротора, В |
4АР160S4 | |||
4АР160М4 | |||
4АР180S4 | |||
4АР180М4 | |||
4АР200L4 | |||
4АР200М4 | |||
4АР225М4 | |||
4АР250S4 | |||
4АР250М4 |
Продолжение таблицы 11.3
4АР160М6 | |||
4АР180М6 | |||
4АР200М6 | |||
4АР200L6 | |||
4АР225М6 | |||
4АР250S6 | |||
4АР250М6 | |||
4АР160S4 | |||
4АР160М8 | |||
4АР160S8 | |||
4АР180М8 | |||
4АР200М8 | |||
4АР200L8 | |||
4АР225М8 | |||
4АР250S8 | |||
4АР250М8 |
Тогда сопротивления секций, из которых формируются добавочные сопротивления (рис. 11.3) будут определяться по формулам:
;
;
.
![]() ![]() | ![]() ![]() |
Рабочие участки искусственных характеристик в пределах пусковой диаграммы от до
принимают линейными. Согласно рис. 11.2 из точки «B» (
) в точку (
) проводят прямую линию – это первая искусственная характеристика. В точке пересечения с
проводят горизонталь до
(линия cd). Из точки «d» в точку (
) строят еще одну искусственную характеристику, далее таким образом выходят на естественную характеристику. В итоге число искусственных характеристик должно быть равно количеству ступеней пусковой диаграммы.
Задавая значения мощности на валу при различных режимах, можно определить величины КПД
, коэффициента мощности
, частоту вращения ротора двигателя
, мощность
и момент
. По полученным данным можно построить рабочие характеристики, примерный вид которых приведен на рис. 11.4.
|
|
![]() |
Рис. 11.4. Рабочие характеристики асинхронного двигателя |