Требования к архитектурно-строительной части. Производственные здания вагонных депо выполняют одноэтажными, прямоугольными, каркасного типа. Железобетонный каркас (колонны, балки и фермы) воспринимают нагрузки, а стены являются ограждениями. Шаг колонн (расстояние между осями колонн) принимают 6 или 12 м; ширину пролета: на два пути - 18 м, на три - 24 м. Для размещения подкрановых путей используют железобетонные колонны с кронштейнами.
Наружные стены имеют толщину 200-300 мм, а в северных районах - до 500 мм.
Внутренние перегородки могут быть ограждающими (на всю высоту помещения) или огораживающими (высотой 2,5-3 м). Несущие перекрытия выполняют из железобетонных балок и ферм. В перекрытиях большой ширины могут быть использованы световые фонари для улучшения естественного освещения и аэрации.
При высоте стен до 10 м ширина оконных проемов должна быть до 4,5 м, высота - до 6 м. Расстояние от пола до оконного проема - 1,2 м. Размеры ворот в свету для ввода подвижного состава 4,8 х 5,6 м. Целесообразно применять подъемные ворота с механическим приводом. Размеры ворот для безрельсового транспорта: высота не менее 2,4 м и должна превышать габариты транспорта по высоте - на 0,2 м, по ширине - на 0,6 м. Двери в производственных помещениях для транспортировки деталей и материалов могут быть шириной 1; 1,5 и 2 м, высотой - не менее 2,4 м.
Полы в вагоносборочных, тележечных и колесно-роликовых участках выполняют бетонными или из мозаичных плит.
Санитарно-технические, экологические и противопожарные требования. Вагонные депо являются источниками загрязнения окружающей среды (газ, дым, пыль, запах, шум и т.д.). Поэтому их отделяют от жилых застроек санитарно-защитной зоной. По характеру загрязнений предприятия делят на пять классов. Вагонные депо относят к пятому классу, который требует минимального разрыва от жилищной застройки — 50 м.
Системы внутренней канализации должны обеспечивать отвод бытовых сточных вод в общую (районную) сеть канализации. Производственные сточные воды должны проходить через специальные очистные устройства.
В процессе обмывки вагонов и их узлов (тележек, колесных пар, букс) в моечных устройствах смывается большое количество загрязнений: частиц грунта и путевого балласта, старой краски и нефтепродуктов. Кроме того, в моечных установках в воду добавляют растворители: каустическую соду (едкий натр), кальцинированную соду, щавелевую кислоту, поверхностно-активные вещества.
Хорошие результаты по очистке воды, после обмывки вагонов и их узлов, получают при замкнутой системе использования воды. В этом случае применяют отстойники (может быть использован котел цистерны, поставленный торцом вверх). Использованная при обмывке узлов вагонов вода направляется в отстойник и после отстоя используется снова. Добавка свежей воды составляет 10—15 % за цикл. Отстоявшийся ил периодически удаляют и вывозят в автомобилях-самосвалах к местам захоронения. При наличии в воде большого количества нефтепродуктов используют систему очистки, включающую нефтеловушки, флотационные и коагуляционные установки для выделения растворенных или взвешенных загрязнений в осадок или в виде пены.
При проектировании депо предусматривают противопожарные требования в соответствии с действующими нормами. Здания и сооружения депо относят к зданиям пятой степени огнестойкости, у которых все части здания, кроме брандмауеров, могут быть сгораемыми. Каждая степень огнестойкости здания обусловлена категорией производства по взрывопожарной безопасности, разделяемой на шесть категорий: А, Б, В, Г, Д, Е. К категории А относят малярные и краскозаготовительные отделения, аккумуляторные и пропиточные отделения, гараж электрокаров и электропогрузчиков; к категории Б — склад легковоспламеняющихся жидкостей и лакокрасочных материалов, участок ремонта цистерн; к категории В — деревообрабатывающие отделения; Г — кузнечнопрессовое и сварочное отделения; Д — сборочный, тележечный, колесно-роликовый участки, слесарно-механическое, инструментально-раздаточное; склад запасных частей и металлов. Малярные отделения, находящиеся в главном корпусе, должны быть отделены от вагоносборочного участка тамбур-шлюзами. Подразделения с производством категорий А, Б, В, размещаемые в помещениях зданий 1-й и 2-й степени огнестойкости, отделяют от других помещений несгораемыми перегородками с пределом огнестойкости 0,75 ч. Во всех производственных помещениях должны быть эвакуационные выходы наружу.
Ко всем зданиям депо должен быть подъезд пожарных автомобилей, при ширине здания более 18 м — с двух сторон. Здания и открытые склады должны быть расположены от склада легковоспламеняющихся материалов на расстоянии не менее 50 м, от склада лесоматериалов — 20 м, склада жидкого топлива — не менее 30 м.