По отношению к отдельному субъекту конфликты бываютвнутренними ивнешними.
Наиболее распространенным является межличностный конфликт. В организациях он проявляется чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы.
Коммуникационными являются и конфликты между личностью и группой. Они в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения.
Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы.
По сфере возникновения и развития конфликты можно разделить на следующие виды:
· деловые, связанные с официальной деятельностью человека, выполнением им должностных обязанностей;
· личные, затрагивающие неофициальные отношения.
Пока конфликт еще не «созрел», он является скрытым, что затрудняет процесс управления им или его разрешения. В противном случае конфликт считается открытым. Открытый конфликт находится под контролем руководства, поэтому он менее опасен для организации, в то время как скрытый незаметно подтачивает ее основы, хотя внешне может казаться, что все нормально.
Скрытые конфликты часто развиваются в форме интриги.
По характеру конфликты принято делить следующим образом:
· объективные,связанные с реальными проблемами и недостатками, возникающими в процессе функционирования и развития организации;
· субъективные, обусловленные различием индивидуальных оценок тех или иных событий, отношений между людьми и др.
По своим последствиям конфликты бывают следующие:
· конструктивные,которые предполагают возможность рациональных преобразований в организации, в результате чего устраняется сам их объект, а следовательно, могут принести ей большую пользу, способствовать ее развитию; обычно возникают на основе различия в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы;
· деструктивные, т. е. конфликты, не имеющие под собой реальной почвы, поскольку сначала разрушают систему отношений между людьми, а затем вносят дезорганизацию в ход производственных процессов.
Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения:
1. Предконфликтная стадия (конфликтная ситуация или потенциальный конфликт). Нарастание социальной напряженности или формирование конфликта характеризуется осознанием несовместимости интересов и позиций, консолидацией сторон конфликта; выдвижением требований к оппоненту.
2. Инцидент.
3. Эскалация конфликта (конфликтные действия или расцвет конфликта, а также его развитие).
4. Сбалансированное противодействие.
5. Завершение конфликта (угасание или преобразование конфликта).
6. Послеконфликтная стадия.