Т.Е. Чередниченко, Т.Н. Страбахина, Т.В. Архиреева, В.В.Солодова
В настоящее время в сложных социально-экономических условиях растет число детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство таких детей воспитывается в детских домах и школах-интернатах. Исследования и практика социальной работы показывают негативные психолого-педагогические последствия внесемейного воспитания. Все большее место начинают занимать другие формы устройства детей-сирот: опекунство, усыновление, семейные группы при социальных приютах и приемные семьи. Подобные формы, компенсируя недостатки развития ребенка, живущего в детском учреждении, имеют специфические психологические проблемы. Как показывает практика социаль-но-психоло-гической работы, довольно часто встречаются: неадекватная мотивация усыновления и опекунства, неготовность семьи к восприятию психологических особенностей ребенка, пережившего травму и утрату близких, сложности в принятии нового члена семьи, в поддержании отношений с прежней семьей и т.д.,
|
|
Специалистам социальной и психологической службы часто приходится сталкиваться с негативными последствиями воздействия различных семейных форм воспитания детей-сирот. Приемные родители жалуются на лживость, непослушание, склонность к воровству, побеги из дома, неблагодарность своих воспитанников. Подобные негативные черты ребенка объясняются врожденными особенностями, наследственной предрасположенностью, негативными последствиями жизни в неблагополучной родной семье. Такие объяснения часто маскируют проявления эмоционального отвержения ребенка. В отличие от обычных семей, ситуация в приемных семьях усугубляется отсутствием непосредственной биологической связи, периодом, прожитым врозь. Кроме того, новые родители, совершая, на самом деле, благородный поступок, закономерно ожидают благодарности от своих воспитанников, что заранее обречено на неудачу. В усыновляющих семьях дополнительной проблемой становится «тайна усыновления». Взяв, например, в семью трехпятилетнего ребенка, родители не только меняют местожительство, имя и фамилию малыша, но и придумывают ему новое прошлое.
Данная психологическая ситуация нередко сопровождает всю историю усыновленного ребенка, но нетерпимым для новых родителей обычно становится воспитанник-подросток. Зная о сложностях подросткового возраста усыновители предпочитают брать в семью маленьких детей, но и это не помогает избежать негативных последствий. Работники приютов сталкиваются с отказом от опекаемых или усыновленных подростков, и дети переживают еще одну психологическую травму.
|
|
Опыт психологического консультирования опекунских семей и усыновителей показывает необходимость помощи на более ранних стадиях, желательно до оформления ребенка в семью. На наш взгляд, необходима специальная система психологического отбора и подготовки потенциальных приемных родителей, опекунов и усыновителей, а также последующая психологическая поддержка вновь созданных детско-родитель-ских отношений. Для этой цели была разработана программа мероприятий, включающая тренинг по подготовке и отбору приемных родителей, предварительное собеседование с желающими усыновить ребенка, «домашние группы» при приютах как специальная форма, позволяющая семьям оценить на практике свои возможности по принятию ребенка, психологическое консультирование опекунов и усыновителей, специальные формы психологической поддержки детей-сирот.
При разработке системы конкретных мероприятий мы ориентировались на опыт и помощь специалистов социальной службы города-побратима Рочестер (США) в рамках международной программы «Партнерство во имя детей». Опыт американских коллег и результаты нашей работы свидетельствуют о психологической целесообразности введения дополнительных требований к кандидатам в усыновители, например, — участие в подготовленной тренинговой программе, дающей возможность получить необходимые знания и проверить предварительно правильность принятого решения. Практическим аналогом является такая промежуточная форма устройства ребенка-сироты, как домашняя группа. Как правило, опекуны, выступавшие при оформлении опеки, в роли воспитателя домашней группы, положительно оценивают этот период, считая его полезным и необходимым для членов своей семьи и принимаемого ребенка.
Особое значение программа подготовки приобретает в связи с развитием такой формы устройства детей-сирот, как приемная семья, когда, согласно законодательству, роль родителя становится профессиональной ролью с определенной заработной платой и соответствующими квалификационными требованиями.