Тема: Особенности познавательной деятельности при разной структуре нарушений (4 часа)

Вопросы и задания

1.На основе психолого-педагогической характеристики на ребенка определите вариант ЗПР по клинико-психологической классификации К.С. Лебединской (Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев и [др.]. – М.: Академия, 2002. – 272 с.).

2.Как развиваются речь и другие высшие психические функции у ребенка с детским церебральным параличом?

3.Чем отличаются восприятие и внимание дошкольников с задерж­кой психического развития?

4.Опишите особенности памяти дошкольников с задержкой развития. Каковы особенности развития мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте? Речевое развитие дошкольников с задержкой развития.

5.Какого уровня развития достигают восприятие, образная память и наглядно-действенное и наглядно-образное мышление у глухих детей к концу дошкольного возраста? От каких условий зависит разная успеш­ность в степени этого развития?

6.Какие варианты в степени и характере развития словесной речи встречаются у глухих детей к концу дошкольного возраста? Какими при­чинами определяется разная успешность развития словесной речи у глу­хих детей к концу дошкольного возраста?

7. Как развивается словесно-логическое мышление и словесная па­мять детей с нарушениями зрения? От каких причин зависит ус­пешность соответствующего развития?

8.В чем заключаются трудности пространственной ориентировки при нарушениях зрения? Роль сохранных органов чувств в их ориенти­ровке.

9. Каковы особенности соотношения разных видов памяти у незря­чих и слабовидящих? Компенсаторное значение памяти в их психиче­ском развитии. Какова специфика мыслительных операций у детей с нарушением зрения? Каковы особенности речи у детей с нарушениями зрения?

10.В чем проявляются нарушения высших психических функций при детском церебральном параличе?

11.Прочитайте статью из Российской педагогической энциклопедии (т. 1, с. 38).

«Достойное место занимают незрячие в мире науки, искусства, литературы. Значителен вклад в сокровищницу науки выдающих­ся незрячих философов Греции - Демокрита (V-IV в. до н.э.) и Диодота (I в. до н.э.). Известны имена выдающихся математиков -Дидима (Александрия, IV в. до н.э.), Н. Саундерсона (Шотландия, XVIII в.), Д. Гоффа (Англия, XVIII в.), историков - Ауфидия (Рим, II в. н.э.), О. Тьерри (Франция, XIX в.), В. Пресскота (США, XIX в.), энтомолога Ф. Губера (Швейцария, XVIII в.), тифлолога Л. Брайля (Франция, XIX в.), русского советского профессора A.M. Щербины (1874-1934).

Среди русских и советских ученых много незрячих, которые являются гордостью отечественной науки, - свыше 40 докторов и более 200 кандидатов наук. Широко известны имена отече­ственных математиков: академика Л. С. Понтрягина, доктора физико-математических наук А.Г. Витушкина, доктора физико-математических наук В.И. Зубова и др. Свой вклад в специальную педагогику, тифлопедагогику сделали незрячие ученые: доктор пе­дагогических наук, профессор Б. И. Коваленко, доктор педагогиче­ских наук, профессор B.C. Сверлов. Люди с нарушенным зрением успешно работают программистами, экономистами, историками, филологами, в области теоретической и прикладной математики. Много замечательных незрячих людей заняли достойное место в искусстве и литературе. Известны имена слепых писателей и поэтов Николая Николаева, Ивана Козлова, Всеволода Рязанцева, Алек­сандра Белорукова, Федора Шоева, Николая Островского и более молодых, принадлежащих другому поколению, Эдуарда Асадова, Николая Силкова, Глеба Еремеева, Михаила Суворова, Николая Рыбалко, Анны Притчиной и др.

Среди слепых много замечательных композиторов и музыкан­тов. Многие незрячие получают музыкальное образование и работают по избранной специальности. Окончив консерваторию или музыкальное училище, они становятся солистами филармоний, музыкально-эстрадных объединений. Профессия настройщика музыкальных инструментов уже давно широко распространена среди незрячих. Ученик Национального института для слепых детей в Париже К. Монталь, ослепший в шестилетнем возрасте, специализировался в настройке и починке пианино и роялей. Он пользовался славой лучшего настройщика в Париже, за что был удостоен ордена Почетного легиона. В Нью-Йорке на знаменитой фабрике «Стейн-вэй», продукция которой высоко ценится среди профессионалов и любителей музыки, главным настройщиком музыкальных инструментов был слепой по фамилии Шотте. В России среди незрячих также были знаменитые настройщики фортепиано (П. Трекше, В. Чернов). В разные времена широко известны были имена слепых резчиков по дереву и скульпторов, таких, как Л. Видаль, Л. По, М.Р. Макаров. Л. По, будучи балериной, в 21 год потеряла зрение. Талант и целеустремленность позволили ей стать профессиональным скульптором, членом Союза художников СССР. Ее лучшие произведения выставлены в картинных галереях и музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Киева. Среди незрячих много преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, общественных деятелей, организаторов производства».

Какое заключение вы сформулируете?

12.Сформулируйте рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (возраст по выбору) с «фактором риска» в развитии.

13.Укажите, какие требования предъявляются к психологическому изучению детей с нарушениями речи.

14.Подберите методики для изучения познавательной сферы у детей с ОПФР. Обоснуйте свой выбор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: