Валютное законодательство представляет собой юридический механизм регулирования валютных отношений. В настоящее время это неоднородный нормативный комплекс, включающий акты различной юридической природы. Указанная отрасль законодательства регулируется нормами финансового, банковского, налогового, гражданского, государственного, административного, международного и другими отраслями законодательства.
Валютное законодательство состоит из федеральных законов, нормативных правовых актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ нормы международного права являются составной частью национального законодательства и являются приоритетными. Следовательно, международные договоры Российской Федерации применяются непосредственно. Исключение составляют те случаи, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства РФ.
|
|
Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, определяющих международные расчеты, принципы проведения операций с валютными ценностями, порядок осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства. Основным нормативным актом валютного регулирования является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».
Федеральными законами могут быть установлены случаи, когда в изъятие из общего правила допускается установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты; могут быть установлены основания и порядок введения запрета на открытие счета в банке за пределами территории РФ; могут устанавливаться правила валютного контроля. Перечисленными нормами исчерпывается круг вопросов, для решения которых закон допускает принятие федеральных законов в качестве актов валютного законодательства.
Издание нормативных правовых актов тем или иным органом валютного регулирования и контроля зависит от специфики той или иной группы валютных отношений.
Центральный банк РФ (Банк России) является основным органом валютного регулирования в России и в силу этого обладает нормотворческой функцией наряду с другими органами валютного регулирования.
Банк России является преемником Государственного банка СССР, в том числе и в отношении изданных последним нормативных актов. Банк России издает инструкции, положения и указания по отдельным направлениям валютного регулирования: Указание от 28 апреля 2004 г. № 1425-У «О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками»1, Инструкция от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок», Положение от 1 июня 2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» и др.
|
|
В силу специфики той или иной группы валютных отношений принятие нормативных актов, их регулирующих, входит также в компетенцию Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ. Большую группу актов валютного законодательства составляют нормативные акты, принимаемые органами общей компетенции — Президентом РФ и Правительством РФ — в форме соответственно указов и постановлений.
Принятие нормативных актов, регулирующих валютные правоотношения, с утверждением Таможенного кодекса РФ входит также в компетенцию Федеральной таможенной службы, но только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством РФ. Таможенные органы осуществляют валютный контроль применительно к таможенному контролю.
Федеральная налоговая служба как орган валютного контроля обладает нормотворческой функцией, но только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством.
К регулированию валютных отношений применимы нормы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, деятельность институтов, выполняющих функции валютного регулирования и валютного контроля, а также институтов, осуществляющих операции с валютными ценностями. К ним относятся Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»1, а также федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле».
Существует несколько оснований для классификаций валютных операций: по предмету (с национальной, иностранной, коллективной валютой, с ценными бумагами с номиналом в иностранной валюте, с драгоценными металлами, с драгоценными камнями), по кругу лиц (с участием государства, банков, физических и юридических лиц), по территориальному признаку (осуществляемые на внутреннем валютном рынке, совершаемые за пределами страны).
По числу режимов осуществления валютные операции могут быть:
универсальные — операции, правовой режим осуществления которых не зависит от резидентного статуса субъекта операции;
индивидуализированные — операции, правовой режим осуществления которых зависит от резидентного статуса субъекта операции.
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» классифицирует валютные операции по двум основаниям: по содержанию и по субъекту регулирования их осуществления.
По содержанию — это валютные операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа валютных ценностей, связанные с приобретением и отчуждением валюты РФ и внутренних ценных бумаг, любые платежи с их использованием, если они осуществляются с участием нерезидентов, ввозом и пересылкой в Российскую Федерацию, а также вывозом и пересылкой из Российской Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, с осуществлением международных денежных переводов, с осуществлением расчетов между резидентами и нерезидентами. К валютным операциям относится перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого на территории России, на счет того же лица на той же территории.
|
|
К валютным операциям относятся следующие:
приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование резидентом валютных ценностей в качестве средства платежа;
приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за рубежом, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за рубежом;
перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг с одного счета, открытого на территории РФ, на другой счет, открытый на территории РФ;
ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.
По субъекту регулирования осуществления валютных операций они подразделяются на валютные операции между резидентами, между резидентами и нерезидентами, между нерезидентами.
Валютные операции между резидентами и нерезидентами. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Ограничения могут вводиться органами валютного регулирования — Правительством РФ и Банком России.
|
|
Валютные операции между резидентами запрещены (ст. 9 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»). Одновременно в Законе содержится перечень валютных операций, осуществление которых между резидентами разрешается в порядке исключения. К ним относятся:
расчеты в магазинах беспошлинной торговли, а также расчеты при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
расчеты между комиссионерами, агентами, поверенными, с одной стороны, и комитентами, принципалами, доверителями, с другой стороны, по договорам между ними на оказание услуг, связанных с заключением и исполнением контрактов с нерезидентами;
операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования при оказании экспедитором, перевозчиком, фрахтовщиком услуг, связанных с вывозом грузов из России, их ввозом в Россию, с транзитом грузов по территории РФ, а также операции по договорам страхования вывозимых, ввозимых и транзитных грузов;
операции с внешними ценными бумагами, если они осуществляются через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ;
операции с внешними ценными бумагами, если права на них учитываются в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ, и расчеты осуществляются в рублях;
обязательные платежи налогов и сборов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты в иностранной валюте в соответствии с законодательством РФ. Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные:
с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по договорам;
с внесением денежных средств на банковские счета и получением денежных средств с банковских счетов;
с банковскими гарантиями, исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
с куплей-продажей наличной и безналичной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за рубли и иностранную валюту, а также операции, связанные с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства, с приемом для направления на инкассо в зарубежные банки наличной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
с приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к оплате и получением по ним платежа, взысканием по ним штрафных санкций, отчуждением указанных векселей уполномоченным банкам;
с иными валютными операциями, которые отнесены к банковским в соответствии с законодательством РФ.
Юридические лица — резиденты могут без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на зарубежные счета, за исключением валютных операций между резидентами. Физические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием этих средств, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ.
Расчеты физическими лицами — резидентами могут производиться за счет средств, зачисленных на зарубежные счета, открытые в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», при осуществлении следующих валютных операций:
передача валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию;
дарение валютных ценностей супругу или близким родственникам;
завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования;
приобретение и отчуждение единичных денежных знаков и монет в целях коллекционирования;
перевод из Российской Федерации и получение в Российской Федерации перевода без открытия банковских счетов в соответствии с порядком, установленным Центральным банком РФ, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода.
Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в рублях осуществляются через банковские счета, открытые на территории РФ.
Нерезиденты имеют право без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов в зарубежных банках на банковские счета в уполномоченных банках и, наоборот, со счетов в уполномоченных банках на счета в зарубежных банках.
Нерезиденты могут совершать между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ. При этом должны выполняться требования антимонопольного законодательства РФ и законодательства РФ о рынке ценных бумаг.
Покупка и продажа иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производятся через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Банком России. Покупка и продажа иностранной валюты минуя уполномоченные банки не допускаются в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».
Уполномоченные банки имеют право покупать и продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке для осуществления валютных операций с физическими лицами (неторговых валютных операций) в порядке, установленном Банком России.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, работы, услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности;
возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.
Для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций, в том числе при осуществлении обязательной продажи части валютной выручки, уполномоченные банки открывают резидентам текущий валютный счет и в связи с этим одновременно транзитный валютный счет. При этом каждому текущему валютному счету, открываемому по всем видам валют, должен соответствовать транзитный валютный счет.
На транзитный валютный счет уполномоченным банком зачисляются в полном объеме все поступления иностранной валюты в пользу резидента, за исключением следующих денежных средств, зачисляемых на текущий валютный счет:
1) денежных средств, поступающих с одного текущего валютного счета резидента, открытого в уполномоченном банке, на другой текущий валютный счет этого резидента, открытый в этом уполномоченном банке;
2) денежных средств, поступающих от уполномоченного банка, в котором открыт текущий валютный счет резидента, по заключенным между ними договорам;
3) денежных средств, поступающих с текущего валютного счета одного резидента на текущий валютный счет другого резидента, открытых в одном уполномоченном банке.
С транзитного валютного счета денежные средства списываются: для осуществления продажи иностранной валюты; для оплаты расходов и иных платежей; для зачисления на текущий валютный счет резидента поступлений иностранной валюты.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках. Иностранная валюта, получаемая юридическими и физическими лицами — резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Банком России. Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте устанавливает Банк России.
Валютные операции между резидентами и нерезидентами, связанные с безналичными расчетами, осуществляются с использованием банковских счетов.
В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» нерезиденты могут иметь счета в иностранной валюте и в рублях в уполномоченных банках.
Порядок открытия и ведения банковских счетов нерезидентов, открываемых на территории России, устанавливает Банк России.
Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со своих банковских счетов в банках за пределами территории России на свои банковские счета в уполномоченных банках.
Ограничений на ввоз резидентами и нерезидентами в Российскую Федерацию иностранной валюты нет.
Ввозимая иностранная валюта в сумме, превышающей эквивалент 3 тыс. долл. США, подлежит обязательному декларированию.
Документом, подтверждающим ввоз в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты физическим лицом (резидентом и нерезидентом), является документ, оформленный таможенным органом (таможенная декларация).
Резиденты и нерезиденты имеют право вывозить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту: ранее переведенную в Российскую Федерацию; ранее ввезенную в Российскую Федерацию; снятую со счета (вклада); приобретенную в банке; для командировочных расходов.
При единовременном вывозе из Российской Федерации резидентами и нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме:
не превышающей 3 тыс. долл. США включительно, — не требуется представления таможенным органам, производящим оформление, подтверждающих документов;
от 3 тыс. до 10 тыс. долл. США включительно — вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой валюты;
более 10 тыс. долл. США — требуется представление в таможенный орган следующих подтверждающих документов: 1) на ранее переведенную в Российскую Федерацию валюту (справка о снятии со счета); 2) на ранее ввезенную в Российскую Федерацию иностранную валюту (таможенная декларация, оформленная при въезде в Российскую Федерацию); 3) на снятую с валютного счета (вклада) иностранную валюту (справка о снятии со счета); 4) на купленную в уполномоченном банке (справка о покупке).
Пересчет сумм иностранной валюты, вывозимой физическими лицами (резидентами и нерезидентами) из Российской Федерации, в суммы, эквивалентные долларам США, осуществляется с использованием курса российского рубля к иностранным валютам, установленного Банком России на дату таможенного оформления вывозимой валюты1.
Лицензирование валютных операций. Коммерческие банки, имеющие банковскую валютную лицензию (уполномоченные банки), являются основными участниками валютного рынка Российской Федерации.
Узкоспециальных валютных лицензий на совершение исключительно валютных операций в смысле Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» не существует, а объем правомочий кредитной организации в валютной сфере определяется видом общей банковской лицензии, которой она располагает в конкретный момент2. На территории России порядок лицензирования банковских валютных операций регламентируется Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Инструкцией Банка России от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».
Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Лицензии, дающие право осуществлять операции с валютными ценностями, подразделяются на шесть видов:
1) на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
2) на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
3) на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
4) на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;
5) на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;
6) генеральная лицензия. Уполномоченные банки, обладаю щие генеральной лицензией, имеют право осуществлять расчеты по поручению иностранных банков по их банковским счетам, открывать филиалы за рубежом и участвовать в уставном капитале кредитных организаций — нерезидентов в порядке, установленном Банком России.
Валютные лицензии первого, второго и третьего видов могут выдаваться при создании банка. Валютные лицензии второго и третьего вида могут выдаваться как при создании банка, так и при расширении круга совершаемых банковских операций. Лицензии четвертого, пятого и шестого вида выдаются исключительно при расширении круга совершаемых банком операций.
Все банковские лицензии выдаются без ограничения срока их действия.
Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. Реестр выданных кредитным организациям лицензий под лежит публикации в официальном издании Банка России «Вестнике Банка России» не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в реестр уполномоченных банков, получивших разрешение или валютную лицензию, публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.