Рис. Образование как многоаспектный феномен
Таблица 1
Функции традиционной и инновационной парадигм образования
по отношению к культуре
Парадигма образования | |
традиционная(авторитарная, директивная) | инновационная(развивающая, вариативная, проблемная) |
Функция – воспроизводство культуры | Функция – производство культуры |
Цель – сохранениетрадиций, культуры | Цель – внесение новогов культуру, развитие культуры |
Прошлое повторяется в будущем | Прошлое не повторяется в будущем |
Таблица 2
Принципы традиционной и гуманистической («центрированной на мире детства»,
по А. Б. Орлову) парадигм обучения
Парадигма обучения | |
традиционная | гуманистическая |
Субординация: мир детства – часть мира взрослых, его несамостоятельный придаток | Равенство: мир детства и мир взрослости – совершенно равноправные части… мира человека |
Монологизм:мир детства – это мир учеников и воспитанников, мир взрослых – мир учителей. Содержание взаимодействия транслируется только в одном направлении – от взрослых к детям | Диалогизм: мир детства так же, как и мир взрослости, обладает своим собственным содержанием… взаимодействие этих двух миров должно строиться как диалогичный и целостный учебно-воспитательный процесс |
Произвол:мир взрослых всегда навязывал свои законы миру детей, которые никак не воздействовали на него | Сосуществование: мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет: дети не должны страдать от действий взрослых, какими бы побуждениями эти действия ни мотивировались |
Контроль:контроль мира взрослых, рассматриваемый как необходимый элемент обучения и воспитания, обеспечивает принудительное восприятие ребенком мира взрослых | Свобода:мир взрослых должен исключать все виды контроля над миром детства (кроме охранения жизни и здоровья), предоставить миру детства выбирать свой путь |
Взросление: развитие, движение детей по созданной миром взрослых “лестнице возрастов”. Нарушение процесса – аномалия | Соразвитие:развитие мира детства – это процесс, параллельный развитию мира взрослости |
Инициация:существование границ между миром взрослых и детства | Единство:мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных (имеющих границы перехода) миров |
Деформация:мир детства всегда деформирован вторжением взрослых | Принятие:человек должен приниматься таким, какой он есть, безотносительно к нормам, оценкам “взрослости” и “детскости” |
|
|