В отличие от объективных идеалистов, которые считали, что первичная по отношению к материи идея существует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма были убеждены в том, что, во-первых, единственной реальностью является идея, а, во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реальностью, вне которого ничего не существует. Видными представителями субъективного идеализма являлись еще английские философы Нового времени Джордж Беркли(1685 – 1753) и Дэвид Юм (1711 – 1776). Но особый вклад в разработку системы субъективного идеализма внес Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814) – представитель немецкой классической философии, профессор (в последние годы жизни – ректор) Берлинского университета.
Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой «Я-концепции». Поводом к ее выдвижению стали, по мнению Фихте, противоречия в философии Канта, учеником и сторонником которого он был. Главное противоречие Фихте видел в кантовском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого окружающего мира («вещей в себе»). Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить ее главную задачу – объединить бытие и мышление.
|
|
Фихте идет дальше своего учителя Канта. Он отвергает саму идею «вещей в себе» – непознаваемой разумом внешней реальности. Единственной реальностью провозглашает внутренне, субъективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем помещения бытия внутрь мышления, причем субъективного, перенесения субъекта в объект). Фихте полагает, что, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного «Я», а вне мышления, вне «Я», по его мнению, самостоятельной окружающей действительности нет. Причем само «Я» – это не просто сознание человека, это движение, творящая сила, вместилище окружающего мира, наддействительность, фактически высшая субстанция (по аналогии с высшей субстанцией – Богом в философии Декарта и Спинозы). «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром: «Я» (активное творение, начало, субъект, сознание человеческой личности) взаимодействует с «не-Я» (пассивным началом – окружающим миром) внутри Абсолютного Я (вместилища, высшей субстанции). При этом взаимодействие между «Я-человеком» и «не-Я» – окружающим миром внутри «Абсолютного Я» – может быть как практическим (от «Я» – к «не-Я»), так и теоретическим (от «не-Я» к «Я»).
|
|
В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного идеализма (так называемого солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма. Он начал признавать объективный высший дух, существующий независимо от человеческого сознания, объективную реальность – воплощение духа. Но преждевременная смерть в расцвете сил помешали Фихте внести изменения и глубже проработать «Я-концепцию». Несмотря на то, что она осталась незавершенной и была не понята и не принята многими его современниками (особенно материалистами), она остается оригинальным взглядом на окружающий мир, его устройство, нетрадиционной попыткой его философского осмысления.