Рекомендательный библиографический список

1. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку. М.: Academia, 2001. C. 185–189,199–203.

2. Материалы общеобразовательного стандарта. М.: Просвещение, 2002. C. 21–24.

3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2002. C.133–139.

Практическое занятие 8.

Тема А. Обучение говорению

Говорение как вид речевой деятельности есть порождение устной речи, чаще всего в коммуникативных целях. Говорение может принимать форму диалога и монолога. Диалогическая речь представляет собой объединенное ситуативно-тематической общностью и коммуникативными мотивами сочетание устных высказываний, последовательно порождаемых двумя и более собеседниками в процессе общения.

Монологическая речь – это коммуникативно-мотивированная речь, связное, логично построенное высказывание одного лица, имеющее определенное содержание, реализованное средствами иностранного языка, согласно его нормам и условиям общения и обращенное одним лицом (говорящим) к другому лицу (слушателю) или группе лиц.

Цель семинара

– определить задачи, содержание и методику обучения говорению.

Задачи

– формирование основных методических понятий по теме и совершенствование умения студентов работать с методической литературой;

– формирование умений ориентироваться в требованиях школьной программы и общеобразовательного стандарта к практическому владению говорением;

– осуществлять анализ речевого материала и определять целесообразность выбора и использования приемов обучения говорению с учетом потенциальных трудностей их усвоения и применения.

К концу семинара студенты будут знать:

– психофизиологические механизмы устной речи;

– связь видов речевой деятельности в процессе обучения говорению;

– компоненты устного речевого общения;

– понятия «подготовленная», «неподготовленная речь», «монологическая», «диалогическая» речь;

– специфические признаки говорения как цели обучения, вида деятельности и речевого продукта;

– этапность в обучении монологической и диалогической речи.

уметь:

– анализировать и выделять психофизиологические механизмы речи;

– определять основы обучения устной речи;

– определять разновидности, характеристики и пути обучения монологу (диалогу), полилогу через анализ учебных материалов и программ по обучению говорению.

План семинара

1. Психофизиологические механизмы устной речи.

2. Характеристики устной речи.

3. Структура занятий по обучению устной речи.

Вопросы для обсуждения

1. Что значит «практически владеть» иностранным языком? На каких психофизиологических механизмах основана речь? (Беляев В.Б. С. 2–4, Леонтьев А.А. С. 4–7 в книге Пассова Е.И. «Обучение говорению на иностранном языке»).

2. Как осуществляется связь видов речевой деятельности в процессе обучения говорению? (Пассов Е.И., С. 32–33).

3. Охарактеризуйте устное речевое общение и определите роль речевых функций (Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. С. 143–144).

4. Что включается в понятие «неподготовленная речь»? (Гурвич П.Б. Основы обучения устной речи на языковых факультетах. С.7–11).

5. Охарактеризуйте говорение как цель обучения (Пассов Е.И. С. 18–20).

6. Какие специфические признаки характерны для говорения как одного из видов речевой деятельности? (Пассов Е.И. С. 20–26).

7. Какие качества говорения необходимы для создания речевого продукта? (Пассов Е.И. С. 29–31).

8. Проанализируйте разновидности, характеристики и пути обучения монологу. Какие этапы характерны для начального, среднего и старшего этапов обучения говорению в школе? (Соловова Е.Н. С.171–177).

9. Почему диалогическая речь представляет больше трудностей для среднего общения? Охарактеризуйте разновидности диалога и пути его обучению (Соловова Е.Н. С.177–184).

10. Что лежит в основе занятия по взаимосвязанному формированию умений монологического высказывания и диалогического общения? Приведите примеры структуры занятия (Колкер Я.М. С. 203–207).

11. Как формируются умения вести групповую беседу? Приведите примеры структуры занятия (Колкер Я.М. С.184–192).

Объясните термины

Речевая ситуация, речевая интуиция, говорение, практическое владение иностранным языком, устное речевое общение, подготовленная речь, диалогическое единство, речевое намерение, устная речь, неподготовленная речь, дискурс, дискурсивная компетенция, коммуникативные стратегии, речевой поступок, управляемый диалог, инициативность, монологическая речь, диалогическая речь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: