Служилый дворянин Иван Пересветов был выходцем из русских земель, входивших в то время в состав Великого княжества Литовского. До приезда в Россию он служил польскому, венгерскому, чешскому королям и молдавскому воеводе. В своих челобитных (около 1550 г.) Ивану IV Пересветов жалуется на притеснения его боярами и просит “ оборонить от насильства сильных людей ”.
Зло – от бояр
* Бояре, вельможи притесняют Пересветова, простых людей не только в России, но и в тех странах, где он служил.
* Они не заботятся о государстве, везде заботятся только о себе.
* Везде они стремятся ограничить власть государя:
“ Вельможи русского царя сами богатеют и ленивеют, а царство оскужают ”.
* “ Крепко за веру христианскую не стоят и люто против недруга смертною игрою не играют ”.
Дворяне – опора царской власти
* “ Воинники ”, готовые “ против недруга государства играть смертной игрой ”.
* “ Кто царю верно служит, хотя и меньшего колена, и он его на величество подымает и имя ему велико дает и жалования ему много прибавляет ”.
|
|
Монархия
* Царь – «самодержец».
* «Причастник царства Божия». Ему доверены государство и народ.
* Все реформы необходимо проводить жестким силовым путем.
Но «Самоволие», «самовластие» - осуждаются.
Андрей Михайлович Курбский (1528 - 1583).
Один из сподвижников Ивана IV, происходивший из древнего княжеского рода, член “Избранной рады”. Боярин. Командуя русской армией в Ливонской войне, бежал в Литву, боясь «опалы» царя. Три письма Ивану IV. “ История о великом князе Московском ”.
Идеальный государь
* Правит с “Избранной радой”;
* Советуется “ с Думой и боярами своими ”;
* Не посягает на феодальные вольности и привилегии, в том числе и на право “ отъезда ”. (Древнее боярское право).
Грозный
* Груб, неучен, воспитан «во злострастиях и самодовольстве».
* Такому «неудобно во императорах быти».
* Когда советовался с Избранной Радой – все было хорошо: «Се таков был наш царь, поки любил около себя добрых и правдусоветующих».
* Лично все испортил. Началось беззаконие.
Естественно правовая теория
* Право и справедливость тождественны:
«А что по истине подобает и что достойно царского сана, а именно справедливый суд и защита, то давно уже исчезло».
* Народ может оказать сопротивление «неправильному» монарху.
В идеале:
«Царь аще почтен царством… должен искать доброго и полезного совета не токмо у советников, но и всенародных человек».