Учебно-методический комплекс
Конспект лекций по дисциплине «Историческое краеведение»
Тема 1. Введение в курс «Историческое краеведение».
1. Предмет и задачи исторического краеведения.
2. Объекты, виды и формы исторического краеведения.
На современном этапе развития науки особенно важным представляется исследование проблематики становления исторической науки в российской провинции. Истоки провинциальной истории лежат в летописных сводах, исторических преданиях и песнях. К первым провинциальным трудам можно отнести исследования XVI–XVII вв., такие как «История о Казанском царстве», «История Сибирская», «Большой чертеж», «Книга Большому чертежу» и др. Именно они позволяют составить общие представления об уровне и специфике провинциальных трудов. Дальнейшее поступательное развитие провинциальные исследования получили в XVIII–XIX вв., а на рубеже XIX–XX столетий эта специфическая форма научной традиции на местах получила наименование «Историческое краеведение».
С помощью провинциальных краеведов был собран огромный массив исторических, археологических и этнографических источников и материалов, который, к большому сожалению, в основном оказался невостребованным в исторической науке ХХ в. Отсюда понятно значительное повышение интереса к историческому краеведению сегодня.
В советские годы отношение к краеведению было специфическим. Советские государственные и партийные деятели то заявляли о широкой поддержке краеведения, то устраивали гонения на активистов краеведческого движения, при этом постоянно используя его для повышения роста производительности труда с целью скорейшего построения социалистического общества.
Исторический период, который переживает современная Россия, в культурном смысле можно назвать Обретением Родины. Постепенно приходит осознание исключительной значимости таких фундаментальных человеческих ценностей, как семья, род, уважение к человеку. В этом сложном процессе культурного самоопределения наших сограждан огромное значение имеет развитие краеведения.
В современном общественном, да и в научном сознании, краеведение все еще воспринимается как периферия научного знания, как удел местных энтузиастов. В то же время осмысление истории краеведения в нашей стране, распространение терминов: регионоведение, отчизноведение, родиноведение и др. – говорит о новом качестве в развитии краеведения. Фактически происходит становление научной дисциплины, предлагающей комплексное изучение отдельного региона. При этом подобный системный подход требует решения сложных теоретических и методологических вопросов.
Определение понятия «краеведения». Историческое краеведение опирается на междисциплинарные научные связи и учитывает наблюдения и выводы смежных дисциплин. Оно предполагает, с одной стороны, освоение местного исторического опыта, а с другой – определение, исходя из локальных условий и традиций, специфики исторического пути края. Краеведение как предмет преподавания в высших учебных заведениях и средней школе определяется его целями и задачами.
Историческое краеведение это не только область научного исторического познания, но и сфера активной практической деятельности краеведов, направленная на распространение знаний об истории края.
Культурно-просветительное и воспитательное значение историко-краеведческих работ. Типы историко-краеведческих учреждений.
Объекты исторического краеведения. Формы исторического краеведения: государственное, общественное и школьное.