Существует два основных способа и подхода к анализу установления равновесной цены: по Вальрасу и по Маршалу.
Главным в подходе Вальраса является разница в объеме спроса и предложения. Если существует избыток спроса при определенной цене, то в результате конкуренции происходит увеличение цены до тех пор, пока не исчезнет избыток, и, наоборот, в случае избытка предложения конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка и установлению равновесной цены.
Главным в подходе Маршала является разница между ценами. Маршал исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и предложения, причем, чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение или уменьшение объема данного предложения сокращает эту разность и способствует установлению равновесной цены.
На кратковременном периоде лучше характеризовать модель по Вальрасу, а на длительном по Маршалу.