Тема 4. Инновационно-инвестиционная деятельность предприятия

План лекции

4.1. Общая характеристика инновационных процессов: содержание и формы инноваций на предприятии

4.2. Оценка эффективности технических и организационных нововведений

4.3. Сущность и формы инвестиций предприятия.

4.4. Оценка эффективности инвестиционной деятельности

4.1. Общая характеристика инновационных процессов: содержание и формы инноваций на предприятии

Мы живем среди изменений и вынуждены меняться сами. Чтобы выжить, люди вынуждены меняться ради приспособления к обстоятельствам и событиям вокруг них и в них самих. Организации также постоянно приспосабливаются и совершенствуются. Чтобы не просто выжить, а расти и развиваться, они вынуждены очень серьезно изменять себя с целью достижения поставленных целей.

Причины изменений могут быть разнообразны. Например, снижение спроса на какие-то конкретные виды продукции или услуг, скажем, на черно-белые телевизоры. Изменение предпочтений потребителей, например, общественно значимое увеличение заботы о здоровье; появление новых технологий, новых видов товаров и услуг (например, домашних персональных компьютеров и аксессуаров к ним).

Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovato», что означает обновление или улучшение. В самом общем плане этот термин можно понимать как особую культурную ценность (материальную или нематериальную), которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая. Только в начале ХХ века стали изучаться закономерности технических нововведений.

Принято считать, что понятие "нововведение" является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает "введение новаций" или в нашем понимании этого слова "введение новшеств". Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание "нововведение" в буквальном смысле "введение нового" означает процесс использования новшества.

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инноваций (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Инновационные процессы инициируются отдельными отраслями науки, а завершаются в сфере производства, способствуя прогрессивным изменениям последнего. Первичными импульсами внедрения новшеств (нововведений) на предприятиях являются не только общественные потребности и результаты фундаментальных научных исследований, но и использование зарубежного прогрессивного опыта в сферах технологии и организации производства, современных форм хозяйствования. По своему характеру инновационные процессы, новшества и нововведения делятся на взаимосвязанные виды (рис. 4.1).

Рис. 4.1 - Основные источники, классификация и взаимосвязь инновационных процессов (новшеств, нововведений) на предприятии

Технические новшества и нововведения проявляются в виде новых продуктов (изделий), технологий их изготовления, средств производства (машин, оборудования, энергии, конструкционных материалов). Организационные нововведения охватывают новые методы и формы организации всех видов деятельности предприятий и других звеньев общественного производства (организационные структуры управления сферами науки и производства, формы организации различных типов производства и коллективного труда и т. п.).

К экономическим новшествам (нововведениям) относятся методы хозяйственного управления наукой и производством путем реализации функций прогнозирования и планирования, финансирования, ценообразования, мотивации и оплаты труда, оценки результатов деятельности, а к социальным — различные формы активизации человеческого фактора (профессиональная подготовка и повышение квалификации персонала, прежде всего руководящего состава всех уровней; стимулирование творческой деятельности; улучшение условий и постоянная поддержка высокого уровня безопасности труда; охрана здоровья человека и окружающей среды; создание комфортных условий жизни и т.п.). Юридическими нововведениями признаются новые и измененные законы и разнообразные нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности предприятия и организации.

По масштабности и силе влияния на эффективность деятельности определенных звеньев общественного производства все новшества и нововведения можно объединить в две группы — локальные (единичные) и глобальные (крупномасштабные). Если локальные новшества (нововведения) вызывают преимущественно эволюционные преобразования в сфере деятельности предприятий и поэтому не оказывают какого-либо существенного влияния на эффективность их функционирования и развития, то глобальные новшества, являющиеся в большинстве случаев революционными (принципиально новыми), кардинально повышают организационно-технический уровень производства, обеспечивая существенные положительные сдвиги в экономических и социальных процессах.

Между отдельными видами инновационных процессов (новшеств, нововведений) существует относительно тесная взаимосвязь. Технические новшества вызывают прежде всего соответствующие организационные нововведения, а последние, как правило, требуют определенных изменений в экономическом механизме деятельности предприятия. В частности, создание и развитие гибких автоматизированных систем (производства) — ГАС (ГАП) на предприятиях разных отраслей объективно требует коренных изменений организации технической подготовки производства, методов текущего планирования и оперативного регулирования, делает необходимым переход к непрерывному режиму работы цехов с гибкими производственными системами. Кроме того, широкомасштабная компьютеризация производства и других сфер деятельности человека приводит к активному формированию нового вида хозяйствования — промышленного сервиса и соответствующих организационно-экономических форм его осуществления.

Не все инновации одинаковы. Они не предполагают одинаковые риски и не приносят одинаковые вознаграждения. Инновации можно разделить на следующие универсальные типы:

● Постепенная (инкрементная);

● Наполовину радикальная;

● Радикальная.

Постепенная (инкрементная) инновация приводит к незначительным усовершенствованиям существующих товаров и бизнес процессов. Ее можно воспринимать как упражнение в решении проблем, где цель ясна, и нужно только решить, как ее достичь. В противоположность этому радикальная инновация приводит к тому, что новые продукты и услуги предоставляются совершенно новыми способами. Ее можно сравнить с упражнением в исследовании, где в конкретном направлении может находиться что-то важное, но что будет обнаружено — не известно. Для принятия наилучшего стратегического решения в отношении инновации необходимо понимать отличительные черты каждого типа инновации и когда уместно использовать каждый из них. Структурная схема инноваций, изображенная на рис. 4.2, показывает, как разные типы инновации вписываются в матрицу инноваций.

Предприятие может быть чрезвычайно успешной на протяжении длительного времени, привнося только постепенные изменения в свою технологию. Традиционная модель технологического изменения предполагает относительно длительные периоды эволюции (постепенная инновация), прерываемые короткими периодами революции (когда постепенная инновация окажется беспомощной и потребуется радикальная технология).

Рис. 4.2 - Структурная схема универсальных типов инноваций

Классическим примером является холодильная промышленность. В XIX веке лед добывался из озер, хранился в пещерах для предотвращения его таяния и перевозился как скоропортящийся продукт. На протяжении нескольких десятилетий технологии постепенно эволюционировали: процессы наращивания и заготовки льда стали более эффективными по мере применения новых инструментов и техник, хранение льда было также улучшено благодаря креативности, а также были усовершенствованы упаковки для сохранения холода во время перевозок. Но в начале ХХ века революционная технология — холодильник — кардинально изменил отрасль. Постепенная инновация наращивания, добычи, хранения и транспортировки льда внезапно устарела. Интересно, что предприятии, поставляющие лед, отреагировали на эту новую технологию тем, что начали делать больше и намного лучше то, в чем они преуспевали. Наибольшие улучшения в технологии охлаждения на основе льда произошли, когда эту технологию начал вытеснять кардинально новый подход к производству льда. Кстати, реакция предприятий, поставляющих лед, не была необычной: они поддерживали технологии, которые совершенствовали на протяжении десятков лет, но они не были способны оценить радикальную технологию.

Подобная эволюция произошла в судостроительной технологии: темпы инновации парусных лодок существенно увеличились, когда последние оказались под угрозой технологии парового двигателя. И это — всего за несколько лет до того, как новая технология вытеснила хождение под парусом как вид морской транспортировки. Таким образом, постепенная инновация может быть поддерживающей стратегией на протяжении долгого периода времени пока революция не сотрясет отрасль.

Эта структурная схема является мощным способом направления решений в инновации. В связи с тем, что от того, какой тип инновации выберет предприятие, зависит то, что вы будете подвергать инновации, необходимо понимать природу требуемых изменений для правильного управления, финансирования и снабжения ресурсами инновационного усилия.

Некоторые люди работают с неправильным представлением о том, что инновация — это всегда создание чего-нибудь нового. На самом деле, все три типа инновации включают в себя смесь старого и нового.

Рис. 4.3 изображает шесть рычагов инновации. Постепенная инновация всегда крепко охватывает существующие технологии и бизнес-модель. Хотя некоторые элементы могут незначительно изменяться в постепенной инновации, большинство из них остаются неизменными. Наполовину радикальные инновации предполагают небольшие изменения или отсутствие изменений в рычагах одного из движущих факторов инновации — технологии или бизнес-модели. Радикальные инновации включают в себя изменения рычагов, как технологии, так и бизнес-модели, но обычно не всех шести рычагов инновации. Суть инновации — это всегда объединять что-то старое с чем-нибудь новым из рычагов технологии и бизнес-модели.

Рычаги     Типы инноваций Рычаги бизнес-модели Рычаги технологии
Целостное предло-жение Цепь наращива-ния стоимости Целевой потербитель Товары и услуги Производ-ственные тхнологии Способ-ствующие технологии
Инкрементная Небольшие изменения одного или нескольких их шести рычагов
Наполовину радикальная (на основе бизнес-модели) Значительные изменения одного или нескольких их трех рычагов Небольшие изменения одного или нескольких их трех рычагов
Наполовину радикальная (на основе технологии) Небольшие изменения одного или нескольких их трех рычагов Значительные изменения одного или нескольких их трех рычагов
Радикальная Значительные изменения одного или нескольких их трех рычагов Значительные изменения одного или нескольких их трех рычагов
             

Рис. 4.3. Рычаги трех типов инновации

Постепенная инновация — наиболее распространенная форма инновации в большинстве компаний, часто получающая более 80% всех инвестиций компании в инновации. Инновационные портфели большинства компаний пестрят проектами, нацеленными на небольшие изменения одного или двух из шести рычагов бизнес-модели или технологии.

Постепенные инновации — это способ выжать как можно больше ценности из существующих товаров или услуг без внесения значительных изменений или крупных инвестиций 16. Например, производители автомобилей часто вносят небольшие изменения в выпускаемые модели через каждые пару лет, чтобы создать ощущение чего-то нового и активизировать продажи без внесения крупных изменений или вложения крупных средств.

Рис. 4.4 - Основные признаки характеристики инновационного процесса

Недостатки новшеств.

Новшества вытесняют то, что было раньше. Оптимисты говорят: «Лучшее – враг хорошего». Но дело в том, что уходит не только само «хорошее», но и многое, с ним связанное.

Например. Распространение телевидения и Интернета уменьшило использование книг для работы и отдыха. Теперь уже встречаются лица, которые не понимают, что информацию можно искать не только в Интернете, но и в библиотеках. Потери очевидны: основные накопленные человечеством знания находятся пока еще не в Интернете, а в книгах. К тому же в Интернете много мусора. Разнообразные невежды беспрепятственно засоряют информационное поле безграмотными текстами, вместо того, чтобы читать и учиться.

Распространение телефонной связи привело к уменьшению роли писем. Будущие поколения уже не смогут получить о нашем времени столь богатой информации, какой мы располагаем о жизни деятелей XIX в.

Хотя вред от инноваций все же имеется, тем не менее поток изменений нарастает. Почему же общество поддается напору новаторов? Укажем несколько причин.

1. С помощью подготовки и внедрения изменений новаторы добиваются своих целей – денег, власти, признания в обществе. Большое значение имеют реклама и другие методы воздействия на рынок. Разжигается недовольство старым. Воспитывается привычка смотреть на использование инновационного товара как на престижное занятие. Вспомним пример 1 выше: критика недостатков СССР казалась вполне обоснованной – пока не проявились результаты реформ.

2. Стремление к новому присуще человеку как биологическому виду. Отказаться от инноваций – значит перестать быть человеком.

3. Инновации обычно приносят непосредственную пользу - позволяют повысить эффективность производства и управления, улучшают быт людей. Вред от инноваций связан, как правило, с непредвиденными побочными последствиями.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: