1. Преподавателем объявляется тема учебно-научной конференции, её цель, целевые задачи.
2. Избираются председатель (ведет конференцию) и секретарь учебно-научной и
конференции.
3. Председатель устанавливает регламент: продолжительность основного доклада
(5-7 мин), выступлений содокладчиков (2-3 мин), выступлений в прениях по докладу (1-2 мин), обсуждение докладов в заключительной части (2-4 мин).
4. Председатель предоставляет слово основному докладчику, объявляя его фамилию, имя, отчество и тему сообщения.
5. После выступления с презентацией основного докладчика предоставляется слово содокладчику, который излагает дополнительные сведения, информацию по рассматриваемой теме.
6. По предложению председателя участники конференции задают вопросы основному докладчику и содокладчику. По ходу конференции студенты оценивают своих коллег по группе в соответствии с прилагаемой шкалой оценки участия в учебно-научной конференции.
7. В прениях по докладу могут принимать участие все участники конференции - студенты и преподаватель.
8. После заслушивания всех докладов председатель объявляет их обсуждение. В обсуждении участники дают оценку содержанию докладов, их наглядности аудио- и видеоматериалам (таблицы, рисунки, схемы и т.д.), форме изложения доклада, умению докладчика поддерживать связь с аудиторией, умению заинтересовать слушателей, привлечь их внимание к своему сообщению, умению отвечать на вопросы.
9. Заключительное слово председатель предоставляет преподавателю, который отмечает главные вопросы конференции, отмечает полноту достижения цели учебно-научной конференции, дает оценку докладам, отмечает положительные стороны и недостатки.
10. Секретарь конференции по ходу её регистрирует доклады, вопросы к докладчикам, комплектует сданные рефераты, видеоматериалы, презентации в соответствии с программой конференции, передает их преподавателю для дальнейшего их использования в учебном процессе кафедры.
11. По результатам, представленным студентами в «Шкале оценки» председатель, секретарь и преподаватель подводят итоги участия в учебно-научной конференции и выставляют оценки в журнал.
12. Учебный ассистент отбирает лучшие рефераты курса, обеспечивает возможность их использования для подготовки студентов к итоговому коллоквиуму по алициклическим лекарственным веществам.
13. По теме конференции студентам может быть предложено выполнение курсовых работ.
ШКАЛА ОЦЕНКИ
участия в учебно-научной конференции
(заполняется каждым студентом группы на каждого участника конференции)
№ п/п | ФИО студента | Владение материалом 1-5 | Качество презентации 0-7 | Соблюдение регламента 0-2 | Ответы на вопросы 0-3 | Внешний вид 1-3 | Умение задавать вопросы 0-3 | Качество реферата, наглядность 0-4 | Участие в обсуждении 0-3 | Сумма баллов 2-3 | Общий рейтинг |
… | |||||||||||
Студент(ка)____________________________________ группа____
Дата: ___________________________________ Подпись _________
ИТОГИ
участия в учебно-научной конференции студентов 4 курса
по теме: «Лекарственные препараты, производные карденолидов»
(баллы, выставляемые другими участниками)
№ п/п | ФИО студента | № группы | № доклада | Участники-докладчики (содокладчики) | Сумма баллов | Оценка | ||||||||||||||
Х | ||||||||||||||||||||
Х | ||||||||||||||||||||
… | Х | |||||||||||||||||||
Х |
Председатель УНК ______________________________
Секретарь УНК _________________________________
Преподаватель группы ___________________________
Дата: ___________
Литература основная:
1. Беликов В. Г. Фармацевтическая химия: Учебное пособие.– М.:МЕДпресс-информ, 2007. – С. 366-373.
2. Фармацевтическая химия: Учебное пособие/под редакцией А.П.Арзамасцева.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- С. 233-245.
3. Лекционный материал.
Литература дополнительная:
1. Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: Учебник для ВУЗов.- Пятигорск, 2003.- 720 с.
2. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии: Учебное пособие/под редакцией А.П. Арзамасцева. – М.:Медицина, 2004. – 384 с.
3. Саушкина А.С. Сборник задач по фармацевтической химии/под редакцией Беликова В.Г. – Пятигорск.: издательство ПятГФА, 2003. – 274 с.
Занятие № 4
ТЕМА: Фармакопейный анализ лекарственных препаратов, производных
беталактамидов: бензилпенициллина калиевая(натриевая, новокаиновая) соль, бензатин-бензилпенициллин, феноксиметилпенициллин, ампициллин, оксациллина натриевая соль, карбенициллина динатриевая соль, амоксициллин, цефалотин, цефалексин. Ингибиторы бета-лактамаз: сульбактам, кислота клавулановая.
Цель занятия: научиться проводить фармакопейный анализ лекарственных препаратов, производных беталактамидов (пенициллинов и цефалоспоринов).
Целевые задачи:
· оценить фактические свойства лекарственных препаратов, ориентируясь на описание в частных фармакопейных статьях;
· идентифицировать лекарственные вещества, пользуясь физическими свойствами и химическими реакциями;
· установить доброкачественность препаратов: чистоту и количественное содержание лекарственных веществ, используя рекомендации ГФ и методики кафедры.
Продолжительность занятия - 4 часа
Методологические аспекты рассматриваемой темы:
· вклад отечественных учёных в развитии химии антибиотиков;
· познание структуры и способов получения препаратов (причинно-следственная связь);
· доза препарата с точки зрения философской категории "мера";
· гуманизм медицины с позиции подбора дозы.
Развиваемые компетенции:
- способность и готовность к обеспечению деятельности по охране труда и технике безопасности (ПК-21);
- способность и готовность проводить анализ лекарственных средств с помощью химических и физико-химических методов в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи РФ (ПК-35);
- способность и готовность интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств (ПК-36);
- способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48).
Вопросы для самоподготовки
1. Русское, латинское, рациональное химическое и название по МНН лекарственных веществ, препаратов.
2. Способы получения антибиотиков.
3. Физические свойства лекарственных веществ и возможность на их основе дифференциации препаратов.
4. Изучить, записать реакции подлинности лекарственных веществ.
5. Выписать допустимые и недопустимые примеси для каждого вещества.
6. Разобрать методику и химизм обнаружения допустимых и недопустимых примесей.
7. Методика, химизм и теоретическое обоснование методов количественного определения лекарственных веществ, препаратов:
- метод биологический для беталактамидов группы пенициллинов;
- метод йодометрический для бензилпенициллинов и цефалоспоринов;
- метод алкалиметрический для полусинтетических пенициллинов: феноксиметилпенициллина, оксациллина, ампициллина, карбенициллина.
8. Связь между строением лекарственного вещества и биологическим действием. Сравнить устойчивость к химическим реагентам и ферментам.
9. Применение препаратов, производных беталактамидов (пенициллинов и цефалоспоринов).
Практическая часть занятия - направленная на развитие компетенции
(ориентировочная основа действий)
1. Изучить физические свойства исследуемых лекарственных веществ и на основе сравнения с описанием в ФС, сделать вывод об их соответствии.
2. Пользуясь фармакопейными и дополнительными качественными реакциями, окончательно идентифицировать лекарственное вещество. Проверить результат у преподавателя.
3. Определить кислотность-щелочность.
4. Пользуясь рекомендациями частной статьи (ФС), исследовать чистоту лекарственных веществ на содержание допустимых и недопустимых примесей.
5. Выполнить количественный анализ препаратов:
· метод йодометрический для определения суммы пенициллинов в бензилпенициллине натрия(калия);
· метод алкалиметрический для определения суммы пенициллинов в полусинтетических препаратах.
6. Провести расчёт содержания пенициллинов в исследуемом образце и сдать результаты преподавателю.
7. Оформить протокол анализа в соответствии с принятой схемой и представить к защите.