Основные понятия. Учебная задача, учебные действия, универсальные учебные действия.
Содержание темы.
Задачи "житейские" и учебные. Структура учебной задачи (по Л.М.Фридману и Е.И. Машбицу). Классификация учебных задач.
Понятия "житейские" и научные. Основные пути усвоения научных понятий и способов действий (преимущественно индуктивный, дедуктивный и смешан-ный). Формирование научных понятий в процессе обучения.
Усвоение как центральное звено теорий обучения. Понятие и структурная организация усвоения. Этапы, стадии и критерии усвоения.
Учебные действия как способы решения задач. Виды учебных действий и операций. Основные закономерности усвоения учебных действий. Внутренние и внешние критерии усвоения учебных действий. Условия эффективности ор-ганизации усвоения учебных действий. Уровни усвоения учебных знаний по В.П. Беспалько.
Универсальные учебные действия и их место в новых образовательных стандартах. Личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия: психологическая характеристика.
|
|
Навык в процессе усвоения. Основные периоды и фазы становления навыка (по Н.А.Бернштейну). Внешние и внутренние критерии сформированности навыка. Диалектика развития навыка. Факторы, влияющие на формирование навыка. Закономерности формирования навыка.
Концепция усвоения через поэтапное формирование умственных действий по П.Я.Гальперину и Н.Ф.Талызиной.
Тема 8. Оценка и контроль в структуре учебной деятельности
Основные понятия. Оценка, внешняя, внутренняя, самооценка.
Содержание темы.
Место контроля и самоконтроля в структуре учебной деятельности (Рувимский, В.В.Давыдов, В.В.Репкин, Ф.Б.Воронцов, А.К.Маркова, А.В.Захарова, М.Э.Боцманова). Основные виды учебного контроля и самоконтроля (предварительный, пошаговый, итоговый) и их функции. Контроль и самоконтроль как средство развития субъ-екта учебной деятельности. Пути развития учебного самоконтроля. Проблема экологии контроля и самоконтроля в учебной деятельности (Д. Карнеги, А.В. Захарова, М.Э.Боцманова, Э.Шостром).
Взаимосвязь контроля и оценки, самоконтроля и самооценки в учебной дея-тельности.
Самооценка в структуре учебной деятельности. Виды самооценки (общая и конкретные; ретроспективная, актуальная и проспективная; адекватная – не-адекватная). Оценка учителем учебной деятельности школьника и самооценка. Оценка и отметка. Виды отметок, функции отметки. Особенности, пути и воз-можные издержки построения безотметочного обучения.