Департамент образования города Москвы
ГОУ СПО колледж предпринимательства № 15
У ч е б н о е п о с о б и е
Автор:
Москва 2009.
Аннотация
Настоящее учебное пособие разработано на базе курсов «Основы менеджмента», «Менеджмент». Автор с помощью схем обобщает идеи, принципы, модели менеджмента, изложенные в учебной литературе российских и зарубежных специалистов.
Пособие является дополнением к основному учебному материалу и служит базой для дальнейшего изучения специальных вопросов всех видов менеджмента.
Данное издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать.
Для преподавателей и студентов, обучающихся по интегрированной системе обучения НПО-СПО.
Введение
Одной из основных проблем современной российской экономики является дефицит профессионалов, владеющих знаниями в области менеджмента, и, в первую очередь, специалистов среднего звена.
Принятый в 2005 году Московской городской Думой Закон «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве» стал основой правового регулирования процесса модернизации профессионального образования.
|
|
Для повышения качества обучения и воспитания профессиональных специалистов была принята система интеграции НПО-СПО и развитие экспериментальных площадок.
Данное пособие является результатом экспериментальной деятельности автора по теме: Матрицы сопряжения профессий НПО и специализаций СПО.
В результате изучения литературы по курсу «Менеджмент», автору пришла идея обобщить опыт работы педагогов в рамках интеграции дисциплины от «основ менеджмента» к собственно «менеджменту».
Главной целью пособия является помощь студентам в формировании у них понимания управленческих проблем, знания базовых положений теоретического менеджмента, умения ориентироваться в управленческих ситуациях.
Архитектура пособия представляет собой схематическое построение учебного материала с некоторыми пояснениями и является дополнением к основному учебному материалу. Использование элементов наглядно-графического характера позволит студентам лучше понять и усвоить предложенный материал в процессе обучения, а также быстро и эффективно повторить пройденные темы при подготовке к экзамену.
Пособие предназначено для преподавателей и студентов, обучающихся по интегрированной системе обучения НПО-СПО.
Неформальные организации – мощная сила(естественно сложившиеся социальные группы) | ТПВ – индивиды имеют право решать: принимать или не принимать власть. |
Вопрос для контроля: Что по вашему мнению является приоритетом:
|
|
управление человеческим элементом или управление технологиями?
Обоснуйте.
в) Школа человеческих отношении (Элтон Мэйо). Главный постулат: эффективный контроль над процессом труда исходит от работников, а не из строгой авторитарной системы управления.
«Хоторнский эксперимент» (Элтон Мэйо) – удовлетворение базисных потребностей работников является ключом к повышению производительности труда.
Достоинства теории. v Повышение чувства собственной значимости работников; v Хорошие отношения – высокие результаты. |
Недостатки теории. v Недооценка денежного вознаграждения. |
Вопрос для контроля: В чем заключается суть поведенческого подхода?
Чем он отличается от более ранних взглядов на менеджмент?
2 Концепция человеческих ресурсов (Дуглас Макгрегор):
Главный постулат: разработка рабочих заданий в соответствии с теориями мотивации; реализация своего потенциала и удовлетворение высших потребностей.
Основные предположения Теории X и Теории У
Предположения Теории X
• Средний индивид обладает врожденной неприязнью к труду и по возможности избегает его...
• Поскольку большинство людей относятся к работе с антипатией, для достижения целей организации менеджмент обязан принуждать подчиненных к труду, контролировать и направлять их действия, угрожать нерадивым наказаниями...
• Средний человек предпочитает, чтобы им управляли, он не желает брать на себя ответственность, обладает относительно невысокими амбициями и наиболее высоко ценит безопасность
Предположения Теории Y
• Физические и умственные усилия индивидов так же естественны, как игра или отдых. Утверждение о врожденной неприязни к труду среднего индивида ошибочно...
• Неправомерно рассматривать внешний контроль и угрозы наказаний как единственные способы побуждения индивидов к направленным на достижение целей организации усилиям. Человек, который стремится к целям, которые он разделяет, демонстрирует эффективные самоуправление и самоконтроль...
• В определенных условиях средний индивид не только принимает на себя ответственность, но и готов исполнить дополнительные обязательства...
• Большинство (отнюдь не меньшая часть) работников способны проявлять относительно высокие уровни воображения, изобретательности и мастерства
• В условиях современной индустриальной жизни интеллектуальный потенциал среднего индивида используется далеко не полностью.
Вопрос для контроля: Вы Х или У?
«Всегда так и делаю» | «Обычно так делаю» | «Обычно так не делаю» | «Никогда так не делаю» |
1 Пристально наблюдаю за подчиненными, чтобы они лучше выполняли свою работу | |||
1 | 4 | ||
2. Ставлю подчиненным цели и задачи в соответствии с собственными планами | |||
4 | |||
3 Применяю меры контроля с тем, чтобы подчиненные выполняли рабочие задания | |||
1 | 4 | ||
4 Призываю подчиненных самостоятельно определять рабочие цели и задачи | |||
4 | 1 | ||
5. Слежу за тем, чтобы каждому подчиненному выдавался план работы | |||
6. Ежедневно проверяю, не требуется ли подчиненным какая-либо помощь | |||
7. Вмешиваюсь, как только отчеты свидетельствуют о замедлении темпов выполнения заданий | |||
8. При необходимости требую соблюдения графика работы | |||
9. Часто провожу совещания, чтобы быть в курсе дела | |||
10. Позволяю, подчиненным самим принимать важные решения | |||
Подсчет баллов:
Сложите свои набранные баллы и отметьте итоговую оценку на приведенной выше шкале. Теперь вернитесь к таблице с предположениями Теорий X и Y. Человек, который полностью поддерживает Теорию X, наберет 10 баллов; тот, кто полностью разделяет идеи Теории У, — 40 баллов. Положения Теории X несовместимы с современными условиями труда. Вы определили свое положение на шкале «Х-У»? Совпадает ли оно с вашей оценкой своих актуальных или будущих управленческих качеств?
|
|
Источник: J. William Pfeiffer and John E.Jones, eds., «Supervisory Attitudes: The X-Y Scale», The 1992 Annual Handbook for Group Facilitators.
Функции управления
Функция – деятельность, основные действия.
Процессы – осуществление целенаправленного воздействия на