Чем он отличается от более ранних взглядов на менеджмент?

Департамент образования города Москвы

ГОУ СПО колледж предпринимательства № 15

У ч е б н о е п о с о б и е

Автор:

Москва 2009.

Аннотация

Настоящее учебное пособие разработано на базе курсов «Основы менеджмента», «Менеджмент». Автор с помощью схем обобщает идеи, принципы, модели менеджмента, изложенные в учебной литературе российских и зарубежных специалистов.

Пособие является дополнением к основному учебному материалу и служит базой для дальнейшего изучения специальных вопросов всех видов менеджмента.

Данное издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать.

Для преподавателей и студентов, обучающихся по интегрированной системе обучения НПО-СПО.

Введение

Одной из основных проблем современной российской экономики является дефицит профессионалов, владеющих знаниями в области менеджмента, и, в первую очередь, специалистов среднего звена.

Принятый в 2005 году Московской городской Думой Закон «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве» стал основой правового регулирования процесса модернизации профессионального образования.

Для повышения качества обучения и воспитания профессиональных специалистов была принята система интеграции НПО-СПО и развитие экспериментальных площадок.

Данное пособие является результатом экспериментальной деятельности автора по теме: Матрицы сопряжения профессий НПО и специализаций СПО.

В результате изучения литературы по курсу «Менеджмент», автору пришла идея обобщить опыт работы педагогов в рамках интеграции дисциплины от «основ менеджмента» к собственно «менеджменту».

Главной целью пособия является помощь студентам в формировании у них понимания управленческих проблем, знания базовых положений теоретического менеджмента, умения ориентироваться в управленческих ситуациях.

Архитектура пособия представляет собой схематическое построение учебного материала с некоторыми пояснениями и является дополнением к основному учебному материалу. Использование элементов наглядно-графического характера позволит студентам лучше понять и усвоить предложенный материал в процессе обучения, а также быстро и эффективно повторить пройденные темы при подготовке к экзамену.

Пособие предназначено для преподавателей и студентов, обучающихся по интегрированной системе обучения НПО-СПО.

Неформальные организации – мощная сила(естественно сложившиеся социальные группы) ТПВ – индивиды имеют право решать: принимать или не принимать власть.

Вопрос для контроля: Что по вашему мнению является приоритетом:

управление человеческим элементом или управление технологиями?

Обоснуйте.

в) Школа человеческих отношении (Элтон Мэйо). Главный постулат: эффективный контроль над процессом труда исходит от работников, а не из строгой авторитарной системы управления.

«Хоторнский эксперимент» (Элтон Мэйо) – удовлетворение базисных потребностей работников является ключом к повышению производительности труда.

Достоинства теории. v Повышение чувства собственной значимости работников; v Хорошие отношения – высокие результаты.
Недостатки теории. v Недооценка денежного вознаграждения.  

Вопрос для контроля: В чем заключается суть поведенческого подхода?

Чем он отличается от более ранних взглядов на менеджмент?

2 Концепция человеческих ресурсов (Дуглас Макгрегор):

Главный постулат: разработка рабочих заданий в соответствии с теориями мотивации; реализация своего потенциала и удовлетворение высших потребностей.

Основные предположения Теории X и Теории У

Предположения Теории X

• Средний индивид обладает врожденной неприязнью к труду и по возможности избегает его...

• Поскольку большинство людей относятся к работе с антипатией, для достижения целей организации менеджмент обязан принуждать подчиненных к труду, контролировать и направлять их действия, угрожать нерадивым наказаниями...

• Средний человек предпочитает, чтобы им управляли, он не желает брать на себя ответственность, обладает относительно невысокими амбициями и наиболее высоко ценит безопасность

Предположения Теории Y

• Физические и умственные усилия индивидов так же естественны, как игра или отдых. Утверждение о врожденной неприязни к труду среднего индивида ошибочно...

• Неправомерно рассматривать внешний контроль и угрозы наказаний как единственные способы побуждения индивидов к направленным на достижение целей организации усилиям. Человек, который стремится к целям, которые он разделяет, демонстрирует эффективные самоуправление и самоконтроль...

• В определенных условиях средний индивид не только принимает на себя ответствен­ность, но и готов исполнить дополнительные обязательства...

• Большинство (отнюдь не меньшая часть) работников способны проявлять относительно высокие уровни воображения, изобретательности и мастерства

• В условиях современной индустриальной жизни интеллектуальный потенциал среднего индивида используется далеко не полностью.

Вопрос для контроля: Вы Х или У?

«Всегда так и делаю» «Обычно так делаю» «Обычно так не делаю» «Никогда так не делаю»
1 Пристально наблюдаю за подчиненными, чтобы они лучше выполняли свою работу
1     4
2. Ставлю подчиненным цели и задачи в соответствии с собственными планами
      4
3 Применяю меры контроля с тем, чтобы подчиненные выполняли рабочие задания
1     4
4 Призываю подчиненных самостоятельно определять рабочие цели и задачи
4     1
5. Слежу за тем, чтобы каждому подчиненному выдавался план работы
       
6. Ежедневно проверяю, не требуется ли подчиненным какая-либо помощь
       
7. Вмешиваюсь, как только отчеты свидетельствуют о замедлении темпов выполнения заданий
       
8. При необходимости требую соблюдения графика работы
       
9. Часто провожу совещания, чтобы быть в курсе дела
       
10. Позволяю, подчиненным самим принимать важные решения
       

Подсчет баллов:

Сложите свои набранные баллы и отметьте итоговую оценку на приведенной выше шкале. Теперь вернитесь к таблице с предположениями Теорий X и Y. Че­ловек, который полностью поддерживает Теорию X, наберет 10 баллов; тот, кто полностью разделяет идеи Теории У, — 40 баллов. Положения Теории X несовме­стимы с современными условиями труда. Вы определили свое положение на шка­ле «Х-У»? Совпадает ли оно с вашей оценкой своих актуальных или будущих управленческих качеств?

Источник: J. William Pfeiffer and John E.Jones, eds., «Supervisory Attitudes: The X-Y Scale», The 1992 Annual Handbook for Group Facilitators.

Функции управления

Функция – деятельность, основные действия.

Процессы – осуществление целенаправленного воздействия на


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: