1. История в системе гуманитарного образования. Цель, задачи, предмет и методы изучения истории.
2. становление древнерусского государства. Киевская Русь (9–12 вв.).
3. Русь в период феодальной раздробленности.
4. Русское государство в 13–15 вв.: от Руси Киевской к Руси Московской.
5. Реформы и реакция в эпоху Ивана Грозного.
6. Политическое, социально–экономическое и культурное развитие России в 17 в.
7. Модернизации России в эпоху Петра Великого: предпосылки, замысел, итоги.
8. Реформы и преобразования в России в период царствования Екатерины Великой.
9. Попытки самодержавия осуществить реформы в России в первой половине 19 в.
10. Буржуазные реформы 60–70–х гг. и их значение в истории России.
11. Контрреформы в эпоху Александра III.
12. Реформы С.Ю. Витте: предпосылки, замысел, итоги.
13. Общественно–политические движения и общественная мысль в России в 19 в.
14. Политические партии в России в начале 19 в.: предпосылки, образования, программы, итоги деятельности.
15. Буржуазно–демократическая революция 1905–1907 гг.: причины, характер, итоги.
16. Опыт российского парламентаризма: деятельность I-IV Государственных Дум России (1906–1917 гг.).
17. Столыпинская реформа как попытка политического и социально–экономического преобразования России в начале XX в.: предпосылки, реализация, итоги.
18. Первая мировая война (1914–1918): причины, характер, итоги.
19. Россия перед выбором в 1917 г.: от революции буржуазной к революции социалистической.
20. Октябрьская революция 1917г.: причины, характер, итоги. Первые попытки социалистических преобразований в России.
21. Гражданская война и интервенция (1918–1920): причины, характер, основные этапы, итоги.
22. НЭП: замысел, сущность, последствия.
23. Индустриализация и коллективизация в СССР – курс на форсирование социалистического строительства.
24. Внешняя политика советского государства в 1920–1930–е гг.
25. Вторая мировая война (1939–1945): причины, характер, итоги.
26. Советское общество и государство в годы Великой Отечественной войны (1941–1945). Решающий вклад СССР в разгром фашизма.
27. Реформаторская деятельность Н.С. Хрущева: замысел, осуществление, итоги.
28. Политическое и социально–экономическое развитие СССР в эпоху Л.И. Брежнева (1965–1982).
29. М.С. Горбачев и перестройка в СССР (1985–1991): причины, замыслы и их осуществление.
30. Россия на рубеже XX-XXI вв.: курс на продолжение реформ.
Планы контрольных работ и основные понятия к темам
Тема 1 ИСТОРИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ И
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
План
1. История как основа гуманитарного образования.
2. Источники и методы исторического познания.
Основные понятия: историография, историческое познание, историческое развитие, история, источник, источниковедение, методология, мировоззрение, общество, принцип историзма, принцип объективности, принципы и методы исторического исследования, системный и сравнительный анализ, формация, цивилизационный и формационный подходы, цивилизация.
Тема 2 СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА