Педагогический оптимизм Коменского зиждется не только на его христианско-антропологических воззрениях, но и опирается на общенаучный принцип рационального знания, который оформлялся в научном сознании в ходе исследования природного мира, — принцип природосообразности.
В трактовке Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и законы природы самого воспитания.
Возникает обширное смысловое поле на базе знаний из многих наук
(в «Великой дидактике» — это философские, психологические,
Педагогические знания), интегрируемых идеей рационального
Научного обоснования педагогического процесса.
К пониманию природы этого процесса теоретик подходил от телеологических пред с тавлений в науке его времени.
Общее свойство природы — целесообразность, самопроизвольное движение каждой «вещи» к своему предназначению, потенциальная возможность стать такой, какой она должна быть.
|
|
В искусстве воспитания это означает — развивать то, что имеет человек «заложенным в зародыше», развивать изнутри, ожидать «созревания сил», не толкать природу туда, куда она не стремится, следовать общему правилу: «Пусть всё течёт свободно, прочь насилие в делах».
Исходя из тезиса о том, что семена ума, нравственности и благочестия и стремление их к развитию от природы присущи всем людям, Коменский определял роль воспитания «как самое лёгкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития воспитанника. При этом имелись в виду не просто имманентность этого процесса, а сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к личности ученика, к утверждению в нём чувства собственного достоинства, самоуважения, серьёзного отношения к своим обязанностям, к учебному труду.
И вместе с тем природосообразное воспитание, как уже отмечено, — это «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных сил и способностей, педагогика успеха как стимула учения—преодоления, учения—удовлетворения, учения—удовольствия, радости.
В последующие века рациональное научное знание отказалось от телеологических объяснений развития природных процессов, а в социо-ориентированной образовательной практике утвердилась принципиально иная педагогическая парадигма:
- воспитание как воздействие на воспитанника с целью формирования определённых качеств личности.