Стратегия международного бизнеса

Изучение стратегии международных компаний свидетельствует о том, что выделяются четыре типа подходов к построению стратегии

ТНК:

1) стратегия с расчетом на эффект масштаба, т.е. на сбыт стандартной продукции и услуг по всему миру;

2) стратегия, в центре внимания которой —рациональный подход к деятельности зарубежных филиалов, т.е. ресурсы, финансовая поддерж­ка, помощь в НИОКР направляются в первую очередь тем зарубежным филиалам, которые функционируют наиболее эффективно, независи­мо от региона их деятельности;

3) максимальная самостоятельность зарубежных филиалов с целью предоставления им возможности функционировать с учетом национальных особенностей принимающей стра;

4) использование преимуществ глобализации с широкой диверсификацией ассортимента товаров и услуг с целью ускоренного перевода
ресурсов и активизации деятельности на мировых рынках с благопри­ятной конъюнктурой.

Процесс стратегического управления международной компанией включает в себя:

• формулирование стратегии;

' мероприятия но обеспечению стратегических планов;

' оценку результатов;

' контроль.

В процессе разработки стратегического плана зарубежного пред­принимательства экономисты международных компаний учитывают1 опыт деятельности крупнейших ТНК на мировых рынках, который

свидетельствует о том, что основными факторами успеха принятой стратегии являются;

• лидерство в технологии, которое определяется нововведениями в производственные процессы и освоением производства новой продукции. И то и другое предоставляет возможность международной компании на определенное время занять позицию монополиста на мировом рынке;

репутация, которая при наличии широко известной торговой марки дает возможность уже на первом этапе выхода на новый рынок получать повышенную прибыль;

эффект масштаба, используемый чаще всего крупными корпорациями при выпуске продукции большими сериями с низкой себестоимостью;

информированность, позволяющая успешно и эффективно про­водить операции за границей;

высокое качество продукции и услуг по сравнению с конкурентами;

наличие менеджера глобального масштаба, понимающего международную ситуацию и способного наладить эффективное функционирование коллектива местных специалистов в принимающей стране.

К наиболее распространенным инструментам осуществления сложной стратегии международных корпораций следует., отнести ин­тегрированное международное производство (ИМП) — результат интер­национализации производства путем объединения технологического цикла через границы государств и расширения географического на­правления производственных и научно-технических связей промыш­ленных предприятий разных стран. В рамках ИМП деятельность каж­дого зарубежного филиала ТНК,

асположенного в любой стране, на­правлена на функционирование его в целом в тесном взаимодействии с другими родственными предприятиями на базе сложного внутрифир­менного разделения труда.

Процесс интеграции международного производства стимулируется ужесточающейся конкуренцией на мировом рынке, сокращением жиз­ненного цикла товаров, растущей взаимозависимостью экономик го­сударств (глобализацией), использованием новых дорогостоящих тех­нологий, включая информационные.

В процессе интеграции следует выделить регионализацию междуна­родного производства, которая включает производственную коопера­цию не только зарубежных филиалов ТНК, расположенных в разных принимающих странах на территории одного региона, но и сотрудни­чество с неродственными, независимыми компаниями, функциониру­ющими как субпоставщик и идеальное условие для регионального международного производства — наличие «четырех свобод» при эко­номической международной интеграции государств: свободное пере­движение через государственные границы товаров, услуг, капиталов и людей.

7. Методология выбора условий выхода в сферу внешнеэкономической деятельности

Выбор сферы деятельности на внешнем рынке. С точки зрения деятельности на внешнем рынке все отрасли экономики можно разделить на две группы: многонациональные, обслужи­вающие отдельные национальные рынки, где каждая отрасль имей свою особенность в зависимости от принимающей страны (пищевая промышленность, розничная торговля, страхование), и глобалъные, оперирующие с учетом всего мирового рынка, с минимальным отра­жением специфики спроса в странах-потребителях (гражданская авиация, телевидение, полупроводники).

Для руководства зарубежными филиалами, специализированными на глобальных отраслях экономики, международные компании используют глобальную стратегию с целью поддержания уровня конкурентоспособности в мировом масштабе. Такие компании имеют всемирную сеть зарубежных филиалов, располагают ресурсами на разных континентах нашей планеты, организуют предприятия в странах с низкими издержками производства и широко используют эффект масштаба. Свои исследовательские центры они часто располагают не в государствах базирования головной компании, а в странах, где наиболее оживленные рынки сбыта.

Достигнуть конкурентных преимуществ на сформировавшемся рынке принимающей страны, где функционируют местные и иностранные конкуренты, довольно сложно, а без тщательной подготовки — практически невозможно. Для определения наиболее эффективной сферы деятельности международной компании в принимающей стране экономисты-исследователи и маркетологи ТНК в процессе подготовки проекта решения о выходе на новый зарубежный рынок критически оценивают возможности международной компании в производстве и поставке товаров и услуг на мировой рынок и рассматривают условия предпринимательской деятельности за рубежом в нескольких аспектах.

I С точки зрения фирменной структуры и стратегии предприятий

2.Условия производства и предоставления услуг. Предметом анализа в этом направлении выступают следующие факторы: в каких

3. отраслях экономики наиболее ярко выражены сравнительные преимущества принимающей страны, имеется ли там база для НИОКР в интересую­щих международную компанию секторах экономики и, наконец, могут ли слабые стороны в народном хозяйстве принимающей страны (не­хватка капитала, отставание в научно-технической сфере и др.) быть восполнены деятельностью иностранных инвесторов.

4. Условия сбыта. Они определяются степенью сложности и спецификой запросов со стороны национальных потребителей, а также от­личием каналов сбыта в принимающей стране от принятых на мировом рынке. Тенденции развития внутреннего спроса определяют направления в формировании ассортимента продукции зарубежного филиала ТНК.

5. Родственные отрасли и субпоставщики. В этом отношении международную компанию интересует информация о наличии в принимающей стране крупных потребителей ее продукции. Немаловажное
значение для снижения издержек производства имеет развитие там отраслей, снабжающих проектируемое предприятие сырьевыми материалами. Следующим важным фактором в выборе сферы деятельности зарубежного филиала ТНК является технический уровень местных Фирм потенциальных субпоставщиков (имеют ли они возможность оставлять качественные комплектующие).

На положительное решение о выборе той или иной страны в каче­стве принимающей в экономическом аспекте влияют такие факторы, как сокращение издержек производства и сбыта в результате увеличе­ния размаха предпринимательской деятельности в международном масштабе, возможность получения научно-технической и коммерчес­кой информации из широкого круга источников, сокращение затрат на НИОКР в расчете на единицу выпускаемой продукции.

К местным условиям предпринимательской деятельности относятся обычаи принимающей страны:.законодательство, включая таможен­ный тариф, импортные и экспортные квоты, местные нормы и стан­дарты, процедуры, связанные с импортом товаров и услуг, условия патентования товарного знака и знака обслуживания.

Для международного менеджера важна информация об установлен­ном порядке предпринимательской деятельности в принимающей стране, особенно в отношении товаров и услуг, предусмотренных к производству и сбыту на ее территории. Полезно получить информа­цию о мероприятиях торговой палаты и коммерческих ассоциаций принимающей страны, направленных на либерализацию интересую­щего международного менеджера рынка товаров и услуг.

Важно быть в курсе усилий, предпринимаемых посольством или торговым представительством страны головной компании в принима­ющем государстве в целях содействия реализации продукции, предус­мотренной к производству и сбыту зарубежным филиалом междуна­родной компании в принимающей стране. Особое значение для меж­дународной компании имеют;

' система валютного регулирования;

' гарантии прав собственности (включая вопрос о размере компенсации и форме ее выплаты в случае экспроприации собственности иностранных компаний);

возможность разрешения разногласий с предприятиями принимающей страны в международном арбитраже; четкое законодательство о том, какие категории предпринимательской деятельности открыты для прямых иностранных инвестиций, на какие из них предоставляются особые льготы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: