Изучение стратегии международных компаний свидетельствует о том, что выделяются четыре типа подходов к построению стратегии
ТНК:
1) стратегия с расчетом на эффект масштаба, т.е. на сбыт стандартной продукции и услуг по всему миру;
2) стратегия, в центре внимания которой —рациональный подход к деятельности зарубежных филиалов, т.е. ресурсы, финансовая поддержка, помощь в НИОКР направляются в первую очередь тем зарубежным филиалам, которые функционируют наиболее эффективно, независимо от региона их деятельности;
3) максимальная самостоятельность зарубежных филиалов с целью предоставления им возможности функционировать с учетом национальных особенностей принимающей стра;
4) использование преимуществ глобализации с широкой диверсификацией ассортимента товаров и услуг с целью ускоренного перевода
ресурсов и активизации деятельности на мировых рынках с благоприятной конъюнктурой.
Процесс стратегического управления международной компанией включает в себя:
• формулирование стратегии;
|
|
' мероприятия но обеспечению стратегических планов;
' оценку результатов;
' контроль.
В процессе разработки стратегического плана зарубежного предпринимательства экономисты международных компаний учитывают1 опыт деятельности крупнейших ТНК на мировых рынках, который
свидетельствует о том, что основными факторами успеха принятой стратегии являются;
• лидерство в технологии, которое определяется нововведениями в производственные процессы и освоением производства новой продукции. И то и другое предоставляет возможность международной компании на определенное время занять позицию монополиста на мировом рынке;
репутация, которая при наличии широко известной торговой марки дает возможность уже на первом этапе выхода на новый рынок получать повышенную прибыль;
эффект масштаба, используемый чаще всего крупными корпорациями при выпуске продукции большими сериями с низкой себестоимостью;
информированность, позволяющая успешно и эффективно проводить операции за границей;
высокое качество продукции и услуг по сравнению с конкурентами;
наличие менеджера глобального масштаба, понимающего международную ситуацию и способного наладить эффективное функционирование коллектива местных специалистов в принимающей стране.
К наиболее распространенным инструментам осуществления сложной стратегии международных корпораций следует., отнести интегрированное международное производство (ИМП) — результат интернационализации производства путем объединения технологического цикла через границы государств и расширения географического направления производственных и научно-технических связей промышленных предприятий разных стран. В рамках ИМП деятельность каждого зарубежного филиала ТНК,
|
|
асположенного в любой стране, направлена на функционирование его в целом в тесном взаимодействии с другими родственными предприятиями на базе сложного внутрифирменного разделения труда.
Процесс интеграции международного производства стимулируется ужесточающейся конкуренцией на мировом рынке, сокращением жизненного цикла товаров, растущей взаимозависимостью экономик государств (глобализацией), использованием новых дорогостоящих технологий, включая информационные.
В процессе интеграции следует выделить регионализацию международного производства, которая включает производственную кооперацию не только зарубежных филиалов ТНК, расположенных в разных принимающих странах на территории одного региона, но и сотрудничество с неродственными, независимыми компаниями, функционирующими как субпоставщик и идеальное условие для регионального международного производства — наличие «четырех свобод» при экономической международной интеграции государств: свободное передвижение через государственные границы товаров, услуг, капиталов и людей.
7. Методология выбора условий выхода в сферу внешнеэкономической деятельности
Выбор сферы деятельности на внешнем рынке. С точки зрения деятельности на внешнем рынке все отрасли экономики можно разделить на две группы: многонациональные, обслуживающие отдельные национальные рынки, где каждая отрасль имей свою особенность в зависимости от принимающей страны (пищевая промышленность, розничная торговля, страхование), и глобалъные, оперирующие с учетом всего мирового рынка, с минимальным отражением специфики спроса в странах-потребителях (гражданская авиация, телевидение, полупроводники).
Для руководства зарубежными филиалами, специализированными на глобальных отраслях экономики, международные компании используют глобальную стратегию с целью поддержания уровня конкурентоспособности в мировом масштабе. Такие компании имеют всемирную сеть зарубежных филиалов, располагают ресурсами на разных континентах нашей планеты, организуют предприятия в странах с низкими издержками производства и широко используют эффект масштаба. Свои исследовательские центры они часто располагают не в государствах базирования головной компании, а в странах, где наиболее оживленные рынки сбыта.
Достигнуть конкурентных преимуществ на сформировавшемся рынке принимающей страны, где функционируют местные и иностранные конкуренты, довольно сложно, а без тщательной подготовки — практически невозможно. Для определения наиболее эффективной сферы деятельности международной компании в принимающей стране экономисты-исследователи и маркетологи ТНК в процессе подготовки проекта решения о выходе на новый зарубежный рынок критически оценивают возможности международной компании в производстве и поставке товаров и услуг на мировой рынок и рассматривают условия предпринимательской деятельности за рубежом в нескольких аспектах.
I С точки зрения фирменной структуры и стратегии предприятий
2.Условия производства и предоставления услуг. Предметом анализа в этом направлении выступают следующие факторы: в каких
3. отраслях экономики наиболее ярко выражены сравнительные преимущества принимающей страны, имеется ли там база для НИОКР в интересующих международную компанию секторах экономики и, наконец, могут ли слабые стороны в народном хозяйстве принимающей страны (нехватка капитала, отставание в научно-технической сфере и др.) быть восполнены деятельностью иностранных инвесторов.
|
|
4. Условия сбыта. Они определяются степенью сложности и спецификой запросов со стороны национальных потребителей, а также отличием каналов сбыта в принимающей стране от принятых на мировом рынке. Тенденции развития внутреннего спроса определяют направления в формировании ассортимента продукции зарубежного филиала ТНК.
5. Родственные отрасли и субпоставщики. В этом отношении международную компанию интересует информация о наличии в принимающей стране крупных потребителей ее продукции. Немаловажное
значение для снижения издержек производства имеет развитие там отраслей, снабжающих проектируемое предприятие сырьевыми материалами. Следующим важным фактором в выборе сферы деятельности зарубежного филиала ТНК является технический уровень местных Фирм — потенциальных субпоставщиков (имеют ли они возможность оставлять качественные комплектующие).
На положительное решение о выборе той или иной страны в качестве принимающей в экономическом аспекте влияют такие факторы, как сокращение издержек производства и сбыта в результате увеличения размаха предпринимательской деятельности в международном масштабе, возможность получения научно-технической и коммерческой информации из широкого круга источников, сокращение затрат на НИОКР в расчете на единицу выпускаемой продукции.
К местным условиям предпринимательской деятельности относятся обычаи принимающей страны:.законодательство, включая таможенный тариф, импортные и экспортные квоты, местные нормы и стандарты, процедуры, связанные с импортом товаров и услуг, условия патентования товарного знака и знака обслуживания.
Для международного менеджера важна информация об установленном порядке предпринимательской деятельности в принимающей стране, особенно в отношении товаров и услуг, предусмотренных к производству и сбыту на ее территории. Полезно получить информацию о мероприятиях торговой палаты и коммерческих ассоциаций принимающей страны, направленных на либерализацию интересующего международного менеджера рынка товаров и услуг.
|
|
Важно быть в курсе усилий, предпринимаемых посольством или торговым представительством страны головной компании в принимающем государстве в целях содействия реализации продукции, предусмотренной к производству и сбыту зарубежным филиалом международной компании в принимающей стране. Особое значение для международной компании имеют;
' система валютного регулирования;
' гарантии прав собственности (включая вопрос о размере компенсации и форме ее выплаты в случае экспроприации собственности иностранных компаний);
возможность разрешения разногласий с предприятиями принимающей страны в международном арбитраже; четкое законодательство о том, какие категории предпринимательской деятельности открыты для прямых иностранных инвестиций, на какие из них предоставляются особые льготы.