Адресная группа – учащиеся старших классов. Размер выборки – учебный класс в целом. В качестве поддерживающих мероприятий организуется работа с преподавателями, работающими на данной параллели, и с родителями детей данного класса.
Цель - актуализация у учащихся такого рода смысловых установок, которые образовывали бы личностные препятствия к вовлечению в употребление ПАВ. Даже временная актуализация дает важный опыт – образец личной толерантности к провокациям и соблазнам.
Адресаты работы | Формы работы |
Учащиеся | Установочная лекция Краткий тренинг-семинар со всем классом Формирование актива будущих волонтеров Клубное мероприятие (совместно с учителями) |
Учителя | Ориентировочная лекция Семинар Клубное мероприятие (совместно с учащимися) |
Родители | Разъяснительная беседа |
В качестве идеологического обоснования (теории для использования адресатами) предполагается привлечь следующие темы:
1. «Некроз души».
А. Описать феномены, свидетельствующие о наличии поражений участков души (личности) людей в современном обществе вообще и у многих подростков в частности.
Б. Объяснить социальные и личностные причины (факторы), ведущие к отмиранию душевных структур (ослабленные формы: ущемление, вытеснение, подавление, деформации).
В. Показать пути и средства, с помощью которых возможно достичь оздоровления душевного мира, повысить устойчивость перед разрушающим воздействием окружения.
2. «Социальная инфекция» (как метафора).
А. Показать, что распространение вредных установок и аддиктивных склонностей имеет признаки инфекционного процесса, способного подняться до масштабов (социальной) эпидемии.
Б. Объяснить механизмы распространения инфекции и условия (причины) податливости людей к заражению (ослабления личностного иммунитета).
В. Обозначить перспективу превращения на первый взгляд безобидного вируса в ненасытного монстра, требующего все новых и новых жертвоприношений.
Г. Показать используемые при этом приемы (уловки), с помощью которых производится злостное распространение инфекции.
Д. Ознакомить со средствами социальной и личностной «гигиены».
Применительно к конкретным условиям и задачам внутреннее наполнение мероприятий может заметно варьировать по методам и формам работы.
Индивидуализация – намеренное внесение исполнителями элементов, позволяющих различать реализуемые в разных УО профилактические проекты. Это необходимо, во-первых, для смягчения сопротивления воздействию со стороны адресатов воздействия (частичная маскировка целей влияния). А во-вторых, для создания в рамках города эффекта массированности и многоаспектности профилактической работы (увеличивая плотность воздействия на обыденное сознание).
(по Е.Л.Доценко)
Приложение № 2
«Конструктор модулей»
Обучение специалистов, работающих с подростками, либо самих подростков, с целью профилактики употребления ПАВ, может быть построено на основе «конструктора», включающего «Матрицу» и «Логические уровни»:
Матрица
Тема Форма | Ответственность | Осознанность | Целенаправленность | Самоценность | Креативность | Личная сила | Другая тема |
Беседа (инд./груп) | |||||||
Тренинг | |||||||
Деловая игра | |||||||
Мозговой штурм | |||||||
Клуб | |||||||
Другая форма |