История развития идеи качества

Отбраковка плохих изделий – первый шаг в истории развития представлений о качестве, она началась вместе с ремеслом и вошла в практику отдельных мастеров, которые проверяли свою собственную работу, мастеров, которые наблюдали за работой подмастерьев, покупателей, которые тщательно перебирали изделия, чтобы сделать покупку. Каждое изделий было индивидуальным.

В XIX веке в оружейном производстве (заводы С. Кольта) родилась идея стандартного качества – изделия собирались не из подогнанных друг к другу деталей, а из случайно выбранных из партии, то есть взаимозаменяемых деталей. Перед сборкой эти детали проверялись с помощью калибров, и негодные отбраковывались. Контроль и отбраковку осуществляли специально обученные контролеры.

В начале ХХ века Форд применил сборочный конвейер и ввел вместо входного контроля комплектующих на сборке выходной контроль на тех производствах, где эти комплектующие изготавливались, то есть на сборку стали поступать только годные, качественные изделия. Он создал независимую от производства службу технического контроля.

Большое внимание развитию контроля качества уделял уже известный нам по первому модулю Тейлор. Именно им предложена концепция, включившая системный подход, кадровый менеджмент, идею разделения ответственности между работниками и управленцами в обеспечении качественной и эффективной работы организации.

Воплощение в жизнь найденных идей, относящихся к качеству, вело к тому, что численность контролеров в высокотехнологичных отраслях (авиационная, военная промышленность) стала составлять до 30-40% от численности производственных рабочих, а то и более.

Выяснилось, что повышение качества всегда сопровождается ростом затрат на его обеспечение, то есть цели повышения эффективности производства и повышения качества изделий являются противоречивыми.

В 1924 г. доктор Шухарт передал своему начальнику записку, которая содержала метод построения диаграмм, известных сегодня как контрольные карты Шухарта. Статистические методы, предложенные Шухартом, позволили сосредоточить усилия не на том, как обнаружить и изъять негодные изделия до их отгрузки покупателю, а на том, как увеличить выход годных изделий в техпроцессе. Так началась эпоха управления качеством.

Заметным шагом вперед было создание аудиторской службы по качеству, которая в отличие от отделов технического контроля занималась не разбраковкой продукции, а путем контроля небольших выборок из партий изделий проверяла работоспособность системы обеспечения качества на производстве. Основные усилия сосредоточились на управлении производственными процессами, обеспечивая увеличение процента выхода годных изделий.

Новый принцип работал, но росло понимание того, что каждый производственный процесс имеет определенный предел выхода годных изделий, и это предел определяется не процессом самим по себе, а системой, то есть всей совокупностью деятельности предприятия, организации труда, управления, в которой этот процесс протекает. При достижении этого предела становится очень дорого его преодолевать.

Историческим событием для развития идей качества стало выступление с лекциями перед ведущими промышленниками Японии американца Э. Деминга. Э. Деминг и Дж. М. Джуран разработали программу, основным принципом которой было «основа качества продукции – качество труда и качественный менеджмент на всех уровнях, то есть такая организация работы коллективов людей, когда каждый работник получает удовольствие от своей работы».

Программа базировалась на:

· совершенствовании системы в целом;

·

Основа качества продукции – качество труда и качественный менеджмент на всех уровнях
непосредственном участии высшего руководства компаний в проблемах качества;

· обучении всех сотрудников компаний сверху донизу основным методам обеспечения качества;

· упоре на мотивацию сотрудников на высококачественный труд.

Эта программа стала основой менеджмент качества в его современном понимании. Противоречие между повышением качества и ростом эффективности производства в его прежних формах было преодолено – применение новых идей управления позволило одновременно повышать качество и снижать затраты на производство. Потребитель практически во всех странах стал получать товары и услуги высокого качества по доступной цене.

Но нет предела совершенству. Стало очевидно, что если Вы изготовили идеальную по качеству, с Вашей точки зрения, продукцию, но она не понравилась потенциальному потребителю, Ваши издержки опять растут – стандартизированное качество уже не удовлетворяло насыщенный рынок. Усилившаяся конкуренция за внимание потребителя в современном мире привела к новым «открытиям»:

· большая часть дефектов изделий закладывается на стадии разработки из-за недостаточного качества проектных работ;

· требуется перенос центра тяжести работ по созданию изделия с натурных испытаний опытных образцов или партий на математическое моделирование свойств изделий, а также моделирование процессов производства изделий, что позволяет обнаружить и устранить конструкторские и технологическое дефекты еще до начала стадии производства;

· концепция «удовлетворенного потребителя» эффективнее концепции «0 дефектов».

Дальнейший анализ проблем качества привел к следующим выводам:  
На современном этапе требования потребителя приобретают общесоциальный характер – не только продукция, но и производственный процесс должны быть экологичными, то есть не наносить ущерб окружающей среде.

Международные стандарты семейства ИСО 9000 законодательно закрепили современные требования к качественному производству.

Семейство стандартов ИСО 9000 редакции 2000 года, разработано чтобы помочь организациям всех типов и размеров внедрить и использовать эффективные системы менеджмента качества. Сообща они образуют комплект родственных стандартов системы менеджмента качества, перечисленных ниже:

· ИСО 9000:2000 обеспечивает введение в системы менеджмента качества и словарь менеджмента качества;

· ИСО 9001:2000 устанавливает детальные требования для систем менеджмента качества, в случае необходимости продемонстрировать способность организации, обеспечить соответствие продукции;

· ИСО 9004:2000 обеспечивает руководство по внедрению широко развитой системы менеджмента качества, чтобы достичь постоянного улучшения деловой деятельности;

· ИСО 19011:2002 обеспечивает руководство по управлению и проведению внутреннего и внешнего аудитов системы менеджмента качества.


ЗАДАНИЕ

Приведите примеры качественных товаров и услуг, которые Вы пользуетесь. Напишите, почему Вы считаете эти товары и услуги качественными.

Качественные товары:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Качественные услуги:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведите примеры некачественных товаров и услуг, которые Вы пользуетесь. Напишите, почему Вы считаете эти товары и услуги некачественными.

Некачественные товары:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Некачественные услуги:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подумайте, почему Вам приходится пользоваться некачественными товарами и услугами. Как можно изменить эту ситуацию? Запишите свои рассуждения:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: