Организационный момент.
Захожу в класс, здороваюсь: Здравствуйте ребята, меня зовут Любовь Владимировна Шулаева. Я буду вести у вас уроки истории древнего мира и обществознания.
Отмечаю отсутствующих по фамилиям в журнале. Открываем тетради. Все тетрадочки подписаны? Ставим сегодняшнее число в верхнем правом углу. И записываем тему урока: ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
Ход урока.
Что нам поможет в изучении этого непростого предмета? Конечно же учебник! Посмотрите ребята внимательно и скажите:
- кто написал этот учебник?
- что нарисовано на фарзаце учебника? А вы знаете как работать с картой? Нет? Тогда мы будем этому учится вметсте.
Давайте посмотри оглавление учебника. Из чего он состоит?
- Ребята, мы начинаем изучать курс Всеобщей истории. Как вы думаете что означает Всемирная или Всеобщая история». (Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней называется Всеобщей историей.) Этот курс будет идти вплоть до 9 класса. Каждый класс изучает определенный временной отрывок. Мы с вами начинаем знакомится с Историей древнего Мира.
|
|
Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы...
Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника Вигасина)
1. Беседа по прочитанному.
- Что еще дает информацию ученым о жизни людей в прошлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаменитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)
Как называется наука, изучающая вещественные памятники
истории? (Это наука археология.)
Как работает археологическая экспедиция?
5. Рассказ учителя.
Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается случайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном размыве почвы. Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф - это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.
|
|
Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэрофотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места римских военных лагерей в Сирийской пустыне... Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.
По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем снимают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18—20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раскопы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.
Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 34-35.
6. Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях).
Всемирная или Всеобщая история» - прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней называется Всеобщей историей.
Археология - наука, изучающая историю по вещественным остаткам древних людей.
Исторический источник - это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.
История - наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.