Категории «причина» и «следствие»

Ф. Бэкон отмечал, что истинное знание есть знание причины. Причинный вид связи вообще один из наиболее распространенных. Категории причинности называют каузальностью, или детерминизмом. Это тожде­ственные понятия по своему содержанию.

Причина - это философская категория для обо­значения того явления, которое обусловливает другое явле­ние, в результате чего возникает цепь взаимосвязанных со­бытий.

Следствие - это философская категория для обо­значения того явления, которое обусловлено другими явле­ниями, то есть следствие - результат действия причины.

Категории причины и следствия объективны по со­держанию и отражаются в нашем сознании.

Причинно-следственные зависимости принципи­ально познаваемы.

Причинно-следственные зависимости носят всеоб­щий характер. Нет ни одного явления, которое не было бы причиной каких-то следствий. Однако принципиальной ошибкой было бы думать, что всякое явление, предшест­вующее другому явлению, является его причиной (связь может быть и функциональной).

Не может быть конечного следствия и начальной причины.

Философия исходит из признания многообразия форм причинно-следственных связей:

а) по масштабу охвата явлений: общие и частные;

б) по времени действия: длительные и кратковременные;

в) по их роли в определении характера процессов и явлений: главные и второстепенные, полные и специфические.

В повседневной жизни причину часто смешивают с поводом. Повод - это философское понятие для обозначе­ния внешнего, часто случайного события, которое само по себе не является причиной, но способствует или препятст­вует проявлению следствия. Повод - это незначительное об­стоятельство, внутренне не связанное со следствием. Оно чисто внешнее. Например, поводом для начала Первой ми­ровой войны послужило убийство сербским студентом Гав­рилой Принципом австрийского эрцгерцога Фердинанда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: