Ф. Бэкон отмечал, что истинное знание есть знание причины. Причинный вид связи вообще один из наиболее распространенных. Категории причинности называют каузальностью, или детерминизмом. Это тождественные понятия по своему содержанию.
Причина - это философская категория для обозначения того явления, которое обусловливает другое явление, в результате чего возникает цепь взаимосвязанных событий.
Следствие - это философская категория для обозначения того явления, которое обусловлено другими явлениями, то есть следствие - результат действия причины.
Категории причины и следствия объективны по содержанию и отражаются в нашем сознании.
Причинно-следственные зависимости принципиально познаваемы.
Причинно-следственные зависимости носят всеобщий характер. Нет ни одного явления, которое не было бы причиной каких-то следствий. Однако принципиальной ошибкой было бы думать, что всякое явление, предшествующее другому явлению, является его причиной (связь может быть и функциональной).
|
|
Не может быть конечного следствия и начальной причины.
Философия исходит из признания многообразия форм причинно-следственных связей:
а) по масштабу охвата явлений: общие и частные;
б) по времени действия: длительные и кратковременные;
в) по их роли в определении характера процессов и явлений: главные и второстепенные, полные и специфические.
В повседневной жизни причину часто смешивают с поводом. Повод - это философское понятие для обозначения внешнего, часто случайного события, которое само по себе не является причиной, но способствует или препятствует проявлению следствия. Повод - это незначительное обстоятельство, внутренне не связанное со следствием. Оно чисто внешнее. Например, поводом для начала Первой мировой войны послужило убийство сербским студентом Гаврилой Принципом австрийского эрцгерцога Фердинанда.