Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)

Анализ проводится по следующим направлениям:

ü анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов ее изменений;

ü горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ себе­стоимости по экономическим элементам и статьям затрат;

ü факторный, анализ себестоимости продукции;

ü выявление резервов снижения себестоимости.

В зависимости от цели проводится ретроспективный, оперативный, предварительный или прогнозный анализ себестоимости.

Ретроспективный анализ себестоимости проводится с целью накопления информации о динамике затрат и факторах их изменения. Результаты ретроспективного анализа используются для определения плановой себестоимости продукции, формирования ценовой политики, разработки управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности продукции.

Оперативный анализ себестоимости проводится ежедневно или по данным учета за 1, 5, 10 дней. Он направлен на своевременное выявление непроизводительных затрат и потерь. Результаты оперативного анализа используются для гибкого маневрирования ресурсами.

Предварительный анализ себестоимости проводится на первой жизненного цикла изделия — на этапе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Перспективный (прогнозный) анализ себестоимости призван возможное увеличение или снижение себестоимости продукции в целом и отдельных изделий в связи с прогнозируемыми изменениями на рынке ресурсов. Для определения изменений в затратах на перспективу используется метод анализа соотношения «издержки—объем производства—прибыль».

Источниками информации для анализа расходов на производство и реализацию продукции являются:

ü данные синтетического и аналитического бухгалтерского учета при проведении внутреннего анализа деятельности ор­ганизации;

ü данные бухгалтерской отчетности могут быть использованы при внешнем анализе.

В отчетности организации, в Отчете о прибылях и убытках себестоимость отражается отдельной строкой 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг». Коммерческие и управленческие расходы (стр. 030 и стр. 040) могут признаваться в себестоимости реализованных продукции, работ и услуг. В приложении к бухгалтерскому балансу, в форме № 5 (Приложе­ние 10), показываются затраты в целом и по отдельным элементам что позволяет выявить структурные сдвиги в составе затрат. Более подробная информация о составе расходов представлена в стати­стической форме отчетности — № 1-предприятие «Основные сведе­ния о деятельности предприятия», Для оценки степени выполнения плана по себестоимости выпускаемой продукции используются пла­новые калькуляции, нормы расхода ресурсов на выпуск продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: