Тема: Знаменательные. Служебные слова. Грамматические нормы.
Задание 1. Укажите отличия служебных частей речи от самостоятельных.
Задание 2. Образуйте формы родительного падежа и расставьте ударения.
Джинсы, туфли, гектары, рельсы, амперы, гусары, румыны, гольфы, баклажаны.
Задание 3. Определите род имен существительных и составьте словосочетания (прилагательное и существительное).
Ранчо, пони, Сочи, жалюзи, авеню, цунами, портье, толь, шампунь, неряха.
Задание 4. Исправьте ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.
1. Не успел он из дому выйти, как в него вошел Кузнецов. 2. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику «Мир глазами путешественника». 3. У меня сегодня много делов. 4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован. 5. Катаясь на лыжах, у меня больно подвернулась нога.
Глава X. Графика
Материал для практических занятий
Задание 1. Расположите слова в алфавитном порядке.
Брошюра, влияние, вложить, владение, двойной, издать, класть, пресс-конференция, костный, шлифовка, путепровод, звереныш, линолеум, жнивье, мрачный, костлявый, глубокий, ржавый, створка, брошь, влететь, клейкий, костяной, монтаж, двойственный, глубина, клубок, ржаной, зверолов, мрамор, время, путешествие, ствол, изгнать, зверский, восполнить, монография, гнездо, путеобходчик, звериный, костистый, ноль, экран, фильм, якорь, адрес, тупик, ельник, чердак, окно, холст, юг, щель, емкость, цена.
|
|
Задание 2. Назовите звуки и буквы в выделенных словах. Установите соотношение между буквой и звуком. Укажите гласные и согласные звуки.
Синее небо, цветная дуга.
Тихо степные бегут берега,
Тянется дым у малиновых сёл,
Свадьба ворон облегла частокол.
Снова я вижу знакомый обрыв
С красною глиной и сучьями ив,
Грезит над озером рыжий овес,
Пахнет ромашкой и медом от ос.
(С. Есенин).
Задание 3. Укажите, какую роль выполняют буквы е, ё, ю, я: 1) в начале слова; 2) в середине слов после согласных.
1. Ад – яд, арка - ярко, Орша (город) – ёрш, умора – юмор, эхо – ехать. 2. Бурый – бюро, Бэла (имя) – белый, вал – вял, лук-люк, мода – мёда, мать – мять, нос – нёс, ряд – рад, томный – темный.
Контрольные вопросы:
1. Что изучает графика?
2. В чем различие между буквой и звуком?
3. Что такое алфавит?
4. Как обозначается мягкость согласных на письме?
Глава XI. Орфография. Нормы правописания
(для самостоятельной работы студентов)
Правописание гласных в корне. Корни с чередованием