Основные задачи инженерной психологии:
• анализ функций человека в СЧМ, изучение структуры деятельности оператора (цели, мотивы, виды операторской деятельности, режимы работы) и ее классификация;
• изучение процессов преобразования информации;
• разработка принципов устройства рабочих мест операторов;
• изучение влияния психологических факторов (психическое состояние оператора, его работоспособность, режим труда и отдыха, совместимость и сработанность, а также распределение функций в группе операторов и др.) на эффективность СЧМ;
• разработка принципов и методов профессиональной подготовки операторов (профессиональный отбор, обучение, тренировка, формирование групп операторов и управление ими) в СЧМ;
• инженерно-психологическое проектирование и оценка СЧМ. Эта задача является обобщающей, и при ее решении используются результаты, полученные при исследовании всех вышеупомянутых проблем.
В инженерной психологии традиционно выделяют следующие основные направления: методологическое, психофизиологическое, эксплуатационное системотехническое.
Методологическиеисследования помогают выделить предмет и объект исследований, определить методы их изучения, определить принципы раскрытия закономерностей явлений, установить место инженерной психологии в системе наук, ее значение для общественной практики.
Психофизиологическое направление связано с изучением тех свойств человека, которые имеют наибольшее значение в процессах управления и обслуживания техники. К основным прикладным психологическим проблемам этого направления относятся следующие:
• психофизиологические и психологические характеристики человека в СЧМ: психофизиологические свойства человека и возможности его «сенсорного входа» и «моторного выхода»; психологические закономерности приема и переработки информации; характеристики познавательных процессов человека при управлении и обеспечении функционирования техники; работоспособность и утомляемость человека в СЧМ и др.;
• психологический анализ деятельности инженерно-технических специалистов: классификация видов операторской деятельности; функционально-операциональный анализ структуры деятельности человека-оператора; алгоритмический анализ деятельности; обоснование роли различных психических процессов в деятельности операторов; изучение конкретных видов операторской деятельности;
• методы оценки быстродействия, точности, надежности и эффективности работы операторов;
• психологический анализ особенностей психических состояний человека и его эмоционально-волевой сферы при управлении и обеспечении функционирования СЧМ; исследование психологических особенностей поведения человека в стрессовых и экстремальных ситуациях, в условиях действия эмоциогенных факторов; исследование путей формирования эмоционально-волевой устойчивости и психической саморегуляции у человека как субъекта СЧМ и т. д.
К основным прикладным психологическим проблемам эксплуатационного направления относятся следующие:
• инженерно-психологические вопросы научной организации труда: оптимизация режимов и графиков работы человека в СЧМ; определение психологически адекватных и рациональных методов и форм организации труда; формирование эффективных процедур обслуживания и использования техники; учет инженерно-психологических факторов при технической диагностике и в поиске неисправностей; нормирование труда; инженерно-психологические рекомендации по разработке и использованию технической документации и т. д.;
• медико-биологические и психологические методы повышения эффективности деятельности специалистов в области применения и обслуживания техники;
• принципы, методы и средства поддержания и контроля психофизиологического состояния человека-оператора в процессе работы;
• психологические проблемы организации работы групп операторов и групповой деятельности в СЧМ: психологические основы комплектования групп операторов; вопросы их психологической совместимости; анализ и организация групповой деятельности и взаимодействия операторов разного профиля и уровня и профессиональной подготовки. Особое место в рассматриваемом направлении занимают психологические проблемы подбора и организации групп, а также разнообразные проблемы психологии управления. Решение перечисленных проблем дает возможность выполнить главную задачу рассматриваемого направления - обеспечение оптимальной деятельности человека в СЧМ. Профессиональная подготовка и подбор специалистов для работы в таких системах требует разработки эффективных методов профориентации, психологического отбора, профессионального обучения и психологического просвещения.
Системотехническое направление инженерной психологии связано с системным изучением психологических проблем конструирования СЧМ. Это направление инженерной психологии включает четыре группы прикладных психологических проблем:
1. Инженерно-психологическое обоснование конструирования СЧМ: психологические принципы учета человеческого фактора при проектировании систем; принципы распределения инженерно-психологических задач по этапам проектирования СЧМ; принципы и методы психологического проектирования деятельности человека (коллектива людей) на разных уровнях управления с анализом деятельности проектировщиков и конструкторов СЧМ; психологические принципы и методы определения возможностей и целесообразности автоматизации функций человека; принципы, методы и критерии распределения функций между человеком и машинными звеньями систем; принципы и методы компоновки технического оборудования на рабочих местах, пультах управления, организация рабочей среды; моделирование СЧМ и т. п.
2. Исследование структуры и организации потоков информации: общие принципы формирования осведомительной и командной информации с учетом возможностей и ограничений человека; методы оценки качественных и количественных характеристик информации; принципы и методы селекции и обобщения информации в зависимости от иерархического уровня системы; психологические принципы и методы оптимального кодирования информации; принципы и методы разработки языков общения человека с техникой, например, с компьютерной; методы оптимизации информационных потоков, повышения помехоустойчивости информационных систем и др.
3. Методы проектирования средств индикации на технических устройствах, их органов управления, коммуникационных линий с учетом психологических и психофизиологических возможностей и ограничений человека.
4. Принципы, методы и критерии оценки эффективности и надежности СЧМ.